ДООП для раннего возраста разноцветные ладошки

Пояснительная записка
Дошкольный возраст - период приобщения к миру общечеловеческих ценностей,
время установления первых отношений с людьми. Для нормального развития детям
необходимо творческое самовыражение. Творчество заложено в детях самой природой.
Они любят сочинять, выдумывать, фантазировать, изображать, перевоплощать. Детское
творчество само по себе не проявляется. Для этого необходимо внимание к нему со
стороны взрослых.
Ребенок познает мир всеми органами чувств. Чем богаче, разнообразнее жизненные
впечатления ребенка, тем ярче, необычнее его ассоциации.
Роль педагога - оказать всестороннюю помощь ребенку при решении стоящих
перед ним творческих задач, побуждать к нестандартным решениям.
Использование нетрадиционных техник на занятиях рисованием способствует
повысить интерес к изобразительной деятельности, вызвать положительный
эмоциональный отклик, развивать художественно - творческие способности ребенка.
Чем же хороши нетрадиционные техники? Они не требуют высокоразвитых
технических умений, дают возможность более «рельефно» продемонстрировать
возможности некоторых изобразительных средств, что позволяет развивать умение видеть
выразительность форм.
Кроме того, особенности изобразительного материала «подсказывают» детям
будущий образ, что важно на этапе становления замыслообразования. Ценна также
возможность интеграции разных видов изобразительной деятельности (рисование, лепки,
аппликации); в процессе создания интересного образа, возможно сочетание
изобразительных техник и материалов («рисование пластилином», коллаж, набрызг и др.).
Данный вид деятельности позволяет сделать работы детей более интересными,
выразительными, красочными, а так же развить детскую самостоятельность, мышление и
зрительный генезис.
Таким образом, обучение детей нетрадиционным способам рисования активизирует
познавательный интерес, формирует эмоционально - положительное отношение к
процессу художественной деятельности, способствует эффективному развитию детского
творчества.
Актуальность моей работы заключается в том, что целенаправленная и
систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей первого младшего возраста
способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а

самое главное, сохранению психического и физического развития ребенка. В группу пришли
дети, у которых не были сформированы навыки самообслуживания. Все эти навыки
формируются под воздействием воспитания у ребенка общей и мелкой моторики. Рука
ребенка в этом возрасте физиологически несовершенна. Как и весь организм, она находится
в стадии интенсивного развития. Мелкая моторика развита плохо. Пальцы рук сгибаются и
разгибаются синхронно, т.е. действуют все вместе. Движения пальцев слабо
дифференцированы, поэтому при сгибании одного пальчика остальные выполняют
аналогичное действие. Наблюдается неполная амплитуда движений и быстрая
утомляемость.
Цель:
Создание условий для развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста
через использование нетрадиционных техник рисования.
Задачи:
• Познакомить с нетрадиционными изобразительными техниками рисования
(пальчиками - ладошками, оттиск пробкой, рисование свечой и т.д.)
• Обучать основам создания художественных образов.
• Формировать практические навыки работы в различных видах художественной
деятельности: рисовании, лепке, аппликации.
• Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с
материалами для работы в различных нетрадиционных техниках.
• Развивать сенсорные способности восприятия, чувства цвета, ритма, формы,
объема в процессе работы с различными материалами: красками, пластилином, солью и т.д.
• Воспитывать аккуратность в работе и бережное отношение к материалам,
используемым в работе.
Особенности программы.
Особенности программы - это развитие индивидуальности каждого ребенка, от
непроизвольных движений к ограничению их, к зрительному контролю, к разнообразию
форм движения, затем к осознанному использованию приобретенного опыта в рисунке.
Постепенно у ребенка появляется умение изображать предметы, передавая их
выразительный характер. Это свидетельствует о дальнейшем развитии способностей.
Ведущая идея данной программы — создание комфортной среды общения, развитие
способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.
Наблюдения показали, что занятия рисованием формируют мотивационно-

потребностную сторону их продуктивной деятельности, способствуют сенсорному развитию
детей, дифференциации восприятия, мелких движений руки, а также обеспечивают развитие
произвольного внимания, воображения, речи, коммуникации.
При обучении рисованию нужно учитывать индивидуально-типологические
особенности детей (для одних детей важно изобразительно описать ситуацию, другие
стараются выразить взаимоотношения персонажей, настроение) и оказывали детям разные
виды помощи: словесную, направляющую, обучающую.
Для создания выразительного художественного образа использовали рисования,
комбинирование различных способов изображения, материалов в одном изображаемом
образе. Особое значение придавали материалу, которым дети могут рисовать: палочка с
ватой, цветы, семена, листья растений, еловые ветки, опилки и т.д.
Учитывать в работе на занятиях:
Индивидуальные возможности детей:
•

Умение использовать изобразительные материалы;

•

Умение работать только правой рукой;

•

Быстрое выполнение задания;

•

Страх плохого результата рисования;

•

Уровень развития детей;

•

Создание необходимых условий для экспериментирования с

изобразительными материалами и техниками рисования.
Психологические особенности:
•

Заинтересованность;

•

Неуверенность при выполнении задания;

•

Скованность;

•

Нетерпение;

•

Внимательность;

•

Брезгливость и т.п.

Сложности некоторых техник нестандартного рисования:
•

Поэтапное объяснение и показ техники педагогом;

•

В зависимости от сложности техники рисования проводить процесс работы

индивидуально, по подгруппам или со всем коллективом детей;
Следить за мерами безопасности детей при работе с необычными изобразительными
материалами;
Не ограничивать желания детей дополнять рисунок своими элементами, деталями
декора и т.п.

Подходы и методы их реализации:
• Систематические занятия.
• Игры, игровые приемы.
• Организация и оформление выставок детских работ.
• Оформление родительского уголка с целью ознакомить родителей с работой
кружка, и по каким направлениям ведется работа.
Организация занятий кружка:
Одно занятие в две недели (среда) по 10-15 минут.
Планируемый результат :
1. Создание образов детьми, используя различные изобразительные материалы и
техники.
2. Сформированность у детей изобразительных навыков и умений в соответствии с
возрастом.
3. Развитие мелкой моторики пальцев рук, воображения, самостоятельности.
4. Проявление творческой активности детьми и развитие уверенности в себе.
Основные методики нетрадиционных техник рисования
-Рисование пальчиками: ребенок опускает в пальчиковую краску пальчик и
наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета.
После работы пальчики вытираются салфеткой, затем краска смывается.
- Рисование ладошкой: ребенок опускает в пальчиковую краску ладошку или
окрашивает еѐ с помощью кисточки (с 5 лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой
и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой,
затем краска смывается.
- Тычок жесткой полусухой кистью: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею
по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом,
заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой
или колючей поверхности.
- Оттиск печатками из картофеля: ребенок прижимает печатку к штемпельной
подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и
мисочка и печатка.
- Скатывание бумаги: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой.
Затем скатывает из неѐ шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького
(ягодка) до большого (облачко, ком снеговика). После этого бумажный комочек
опускается в клей и приклеивается на основу.
- Рисование манкой: ребенок рисует клеем по заранее нанесенному рисунку. Не

давая клею засохнуть, насыпает на клей манку (по рисунку) .

Перспективный план работы кружка «Разноцветные ладошки»
Тема

Содержание

Сентябрь
"Зѐрнышки для цыплят Учить рисовать точки
" (Рисование
пальчиками. Воспитывать
пальчиками)
отзывчивость и доброту

"Домашнее
консервирование
(Рисование
пальчиками)
"Падают, падают
листья..." (Рисование
пальчиками)

"Поможем жучкам
спрятаться в
траве"(Рисование
карандашами)
"Птицы клюют
ягоды"(Рисование
пальчиками, оттиск
пробкой)

"Снежок пархает,
кружится..."
(Рисование

Материалы
альбомный лист, на котором
нарисована курица; три
маленьких цыплѐнка,
вырезанных из бумаги; гуашь,
разведѐнная водой; тряпочка,
клей ПВА, кисточка для клея.

Октябрь
Учить детей рисовать пальчиками оранжевая гуашь, разведѐнная
на ограниченном пространстве. водой; картонный силуэт
банки, тряпочка.
Развивать чувство ритма и
мышление

листы бумаги белого или
Учить рисовать пальчиками окунать в краску кончики пальцев светло- голубого цвета;
жѐлтая, оранжевая, красная
и ставить на бумаге отпечатки.
гуашь, разведѐнная до густоты
вызвать интерес к созданию
сметаны, салфетка.
коллективной композиции
"Листопад". Развивать чувство
цвета и ритма
Ноябрь
1/2 альбомного листа, на
Продолжать вызывать интерес к
котором нарисованы жучки;
рисованию травы цветными
карандаш зелѐного цвета.
карандашами
Учить рисовать веточки,
украшать в техниках рисования
пальчиками и печатания пробкой
(выполнение ягод разной
величины и цвета); закрепить
навыки рисования. Воспитывать
аккуратность. Развивать чувство
композиции
Декабрь
Вызвать интерес к созданию
образа снегопада . Закрепить
умение рисовать пятнышки

1\2 листа бумаги различных
цветов, коричневая гуашь,
кисть, гуашь красного,
оранжевого цветов в
мисочках, пробки, вырезанные
из старых книг рисунки птиц.

листы бумаги голубого цвета с
изображениями туч серого,
синего. фиолетового

пальчиками и ватными ватными палочками и
цвета; ватные палочки, гуашь
палочками)
пальчиками. Развивать мелкую
синего и белого цвета,
моторику, чувство цвета и ритма.
салфетки.
(И.А Лыкова, с.40)
"Ёлочка нарядная"
нарядная ѐлочка,
(Рисование пальчиками, Воспитывать эстетическое
тонированные светлой
оттиск поролоном)
восприятие природы; упражнять в краской листы бумаги,
рисовании кусочками поролона, в мисочки с красками разного
цвета, кусочки поролона,
рисовании пальчиками; учить
наносить рисунок равномерно по салфетки.
всей поверхности листа;
развивать цветовосприятие. (А.В.
Никитина "Нетрадиционные
техники рисования в детском
саду", с. 47)
Январь
"Весѐлый снеговик"
(Рисование пальчиками) вызвать интерес к созданию
сюжетной композиции в
сотворчестве с педагогом и
другими детьми. Учить лепить
шар - раскатывать круговыми
движениями ладоней. Развивать
чувство формы, мелкую
моторику. Воспитывать
аккуратность, самостоятельность.
(И.А Лыкова, с.46)
"Мои рукавички"
( Рисование пальчиками, Упражнять в технике печатания
оттиск пробкой)
пробкой, рисовании пальчиками.
Закрепить умение украшать
предмет несложной формы,
нанося рисунок по возможности
равномерно на всю поверхность
Февраль
"Воздушные шарики" Продолжать учить детей рисовать
(Рисование
гуашью с помощью поролонового
поролоновым тампоном) тампона округлые и овальные
формы. Учить соотносить
предметы по цвету. (Д.Н.
Колдина, с.35)

"Автомобиль для папы" Упражнять в рисовании
(Рисование пальчиками) пальчиками, вызвать интерес к
подарку для папы.
Март

силуэт рукавички, пробки,
гуашь разного цвета.

воздушный шарик.
Альбомный лист, на котором
нарисованы 3 клоуна
(красный, жѐлтый и синий),
гуашь соответствующих
цветов, небольшие
поролоновые тампоны,
тряпочка
силуэт автомобиля, гуашь
синего и зелѐного цвета,
салфетка.

" Мимоза для мамочки Продолжать упражнять в
"(Рисование
рисовании пальчиками,
1\2 листа бумаги белого цвета
пальчиками)
скатывании шариков из салфеток. с изображением ветки; жѐлтая
Развивать чувство композиции. гуашь, разведѐнная до густоты
сметаны, салфетки жѐлтого
цвета. Ветка мимозы.
Красивые цветы для Продолжать учить рисовать
листы белой бумаги, гуашь
пчѐлки” (Рисование ладошкой и пальчиком на листе зелѐного и красного цвета,
бумаги, закрепить знание
ладошкой)
салфетки.
красного и зелѐного цвета,
развивать творческое
воображение
Апрель
" Божьи коровки на У пражнять в технике рисования вырезанные и раскрашенные
божьи коровки без точек на
лужайке " (Рисование пальчиками. Закрепить умение
спинках, ватман, салфетки,
пальчиками)
равномерно наносить точки на
бумага светло- зелѐного цвета,
всю поверхность предмета,
чѐрная гуашь в мисочках.
рисовать травку различных
оттенков (индивидуальная
деятельность).
Ласковое
Познакомить детей с понятием
солнышко"(Рисование "лучик", учить рисовать
жѐлтый картонный круг.
пальчиками)
пальчиками короткие линии, круг, Прищепки, лист голубой
глаза, нос, рот. Развивать мелкую бумаги; жѐлтая или оранжевая
моторику рук. . (Д.Н. Колдина,
гуашь, разведѐнная водой,
с.47)
салфетка.
Май
"Праздничный салют" Учить рисовать кистью методом картинка с изображением
(Рисование кистью) "примакивание". Развивать речь и праздничного салюта. Лист
мышление. (Д.Н Колдина, с.46) голубой бумаги, в нижней
части которого приклеены
разноцветные дома; кисть.
гуашь разных цветов, банка с
водой. тряпочка.
"Бабочка" (Рисование
ватные палочки, гуашь,
ватными палочками, Закрепить умение рисовать
изображения бабочек.
тампонирование)
ватными палочками и печатками.
Развивать чувство ритма и формы

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду [Текст]: учеб. пособие
/ И.А.Лыкова. - М.: Москва, 2007.- 144с.
2. Янушко Е.А. Аппликация с детьми раннего возраста[Текст] : методич. пособие/
Янушко Е.А.- М.: Мозайка - синтез, 2006.- 64с.
3. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду[Текст]:

пособие для занятий с детьми /, Никитина А.В.- СПб.: КАРО, 2007. - 96 с.
4. Янушко Е.А. Рисование с детьми раннего возраста[Текст] методическое
пособие /. Янушко Е.А. - М.: Мозайка - синтез, 2006.- 64с.
5. Колдина Д.Н. Лепка и рисование с детьми 2-3 лет[Текст]: пособие для
занятий с детьми /. . Колдина Д.Н. - М.: Мозайка - синтез, 2008.- 56с.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».