СОДЕРЖАНИЕ
I. Целевой раздел……………………………………………………………………………... 2
1.1. Пояснительная записка……………………………………………………………………. 2
1.2. Цели и задачи программы………………………………………………………………….. 4
1.3. Квалификационные требования к воспитателям, реализующим программу …………… . 4
1.4. Возрастные особенности младших дошкольников……………………………………….. 4
1.5. Планируемые результаты освоения программы………………………………….……….. 5
II. Содержательный раздел
2.1.Формы образовательной деятельности…………………………………………..……… 7
2.2. Варианты с семьями дошкольников………………………. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
2.3.Учебно–тематический план занятий по пластилинографии с детьми
2 младшей группы (3- 4года).………………………………………………………… . . . . . . . . . . . 9
III. Организационный раздел
3.1. Описание материально-технического обеспечения Программы…………………….
16
3.2. Организация образовательной деятельности……………………………………. . . .
16
3.3. Диагностические материалы………………………………………………………. . .
17
Литература……………………………………………………………………………… . .
19
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка.
В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том,что
развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения
рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки
принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей,
становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки.
Именно это в дальнейшем даст ему возможность легко обучаться новому, будь то иностранный язык,
письмо или математика. Развитие навыков мелкой моторики
важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования
точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться,
рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных дейсвий.
Учитывая важность проблемы по развитию ручных умений и тот факт, что развивать руку
ребёнка надо начинать с раннего детства, мною было организовано дополнительное
образование художественно-эстетической направленности «Разноцветные шарики» основной идеей которого является рисования картин пластилином -пластилинография.
Направленность программы «Пластилинография» по содержанию является художественно
- эстетической; по функциональному предназначению -художественно - прикладной; по
форме организации -кружковой; по времени реализации- годичной.
Программа разработана на основе методических разработок автора Давыдовой Г.Н. Новизна
программы состоит в том, что ребенок приобретает новый сенсорный опыт –чувство пластики,формыи
веса.
«Пластилинография» помогает подготовить руку ребенка к письму. Чем чаще ребенок моделирует
из различных материалов (пластилин, тесто, глина), тем активнее у него развиваются общие и
изобразительные задатки.
Актуальность программы состоит в том, что развитие мелкой моторики, ручной умелости на занятиях
по изобразительной деятельности способствует развитию сенсомоторики - согласованности в
работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в
выполнении действий мелкой моторики пальцев рук. Дети овладевают навыками и умениями
работы с инструментами (врисовании -карандаш и кисть, в аппликации -ножницы и кисть, в лепке стека). На этих занятиях дети вырабатывают умения управлять инструментом.
Младший дошкольный возраст характеризуется возрастающей познавательной активностью,
интересом к окружающему миру, стремлением к наблюдению, сравнению,способностьюдетей
осознавать поставленные пред ними цели. Пластинография – это один из сравнительно
недавнего появления нового жанра (вида) в изобразительнойдеятельности.
Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графил» - создавать, рисовать, а первая
половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется
исполнение замысла.
Этот жанр представляет собой создание лепных картин с изображением более или менее выпуклых,
полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности, с применением нетрадиционных техник и
материалов. Например, декорирование поверхности бисером, семенами растений, природным материалом.
В некоторых случаях в технике пластилинографии производится модификация изделия, что
приводит к созданию оригинальных произведений. Например, на плоской поверхности
графически изображается пейзаж, а детали переднего плана изображаются пластилинографией.
Программа направлена на развитие личности, ее творческого потенциала, художественных
способностей, нравственно - эстетического развития детей. Стимулирует формы самовыражения
личности. Обеспечивает эмоциональное развитие ребенка.
Педагогическая целесообразность программы «Пластилинография» объясняется тем, что в ней
основной материал - пластилин, а основным инструментом является
рука
(вернее, обе
руки),
следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками. Данная техника хороша
2
тем, что она доступна детям разного дошкольного возраста, позволяет быстро
достичь желаемого результата и вносить определенную новизну в творчество детей, делает его
более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с детьми. Занятия представляют
большую возможность для развития и обучения детей, способствуют развитию таких психических
процессов, как: внимание, память, мышление, а также развитию творческих способностей.
Пластилинография способствует развитию восприятия, пространственной ориентации,
сенсомоторной координации детей, то есть тех школьно-значимых функций, которые необходимы
для успешного обучения в школе. Дети учатся планировать свою работу и доводить ее до конца.
Занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения
обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок
подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует
хорошая мышечная нагрузка пальчиков.
Одним из несомненных достоинств занятий по пластилинографии с детьми дошкольного
возраста
является
интеграция
предметных
областей
знаний.
Деятельность
пластилинографией позволяет интегрировать различные образовательные сферы. Темы
занятий тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют
на других занятиях (по ознакомлению со кружающим миром и природой, развитию речи и т.д.).
Данная программа разработана на основе нормативно-правовых документов, регламентирующих
организацию деятельности дошкольных образовательных организаций:
с законами РФ и распоряжения правительства РФ -Федеральным законом от 29.12.2012№
273-ФЗ «Обобразовании в Российской Федерации»;
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2014г. № 1726р «Об
утверждении Концепции развития дополнительного образования детей» с документами
Министерства образования и науки РФ
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013г. №1014
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам дошкольного образования»;
Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015г. № 09–
3242
«Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ»
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об
утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам».
с документами Федеральных служб.
- постановлением Главного санитарного врача РФ от 15.05.2013г.. № 26 «Об утверждении
СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации режима работы в дошкольныхорганизациях»;
с локальными документами
- Уставом муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения
«Детский сад №1 «Звездочка» г. Калача-на-Дону Волгоградской области Содержание
программы определено с учётом дидактических принципов: от простого к сложному,
систематичность, доступность и повторяемость материала.
Срок реализации программы 1 год.
Программа составлена в соответствии с принципами, определенными Федеральным
государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее -ФГОСДО):
- полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение детского развития;
- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей
каждого ребенка;
3
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным
участником (субъектом) образовательных отношений;
- поддержка инициативы детей вразличныхвидах деятельности;
- сотрудничество дошкольнойтобразовательной ссемьёй;
- приобщениедетейксоциокультурнымнормам;
- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка вразличных
видах деятельности;
- возрастная адекватность дошкольного образования;
- учёт этнокультурной ситуации развития детей.
1.2. Цели и задачи программы:
Цель: Развитие и укрепление мелкой моторики рук, творческих и художественных способностей у
детей младшего дошкольного возраста в процессе лепки.
Задачи:
- Научить основным приёмам пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание,
вдавливание; передавать простейший образ предметов, явлений окружающегомира;
- сформировать умение обследовать различные объекты, предметы) с помощью зрительного,
тактильного ощущения для обогащения и уточнения восприятия и формы, пропорции и цвета;
- развиватьхудожественный вкус, чувств окомпозиции; творческие способности;
- способствовать развитию мелкой моторики и координации движений рук;
- формировать и развивать навыки ручного труда;
- воспитывать усидчивость, аккуратность;
- воспитывать желание начатое дело доводить до конца
- воспитывать понимание красоты окружающего мира
1.3. Квалификационные требования к воспитателям.
Реализация
программы
осуществляется
педагогическими
работниками дошкольных
образовательных организаций, квалификация которых соответствует
квалификационным
характеристикам,
установленным в Едином квалификационном справочнике в
должностей
в
разделе
«Квалификационные характеристики должностей работников
образования», утверждённом приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ
от 26.08.2010 г. № 761 н, с изменениями, внесенными приказом Министерства здравоохранения и
социального развития РФ от 31.05.2011г. №448н.
Педагогические
работники,
реализующие
Программу,
должны
обладать основными
компетенциями, необходимыми для создания условий развития дошкольниковстаршеговозраста.
1.4. Возрастные особенности младших дошкольников (от 3 до 4 лет)
В возрасте 3-4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. Его общение
становится внеситуативным. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и
носителем определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию
приводит к противоречию с его реальными возможностями.
Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом
деятельностивдошкольномвозрасте.
Главной особенностью игры является ее условность: выполнение одних действий с
одними
предметами предполагает их отнесенность к другим действиям с другими
предметами.
Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и
предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники
ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами.
4
Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться.
Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. В этом возрасте
они только начинают формироваться. Графические образы бедны. У одних детей в изображениях
отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы. Дети уже могут использовать
цвет.
Большое значение для развития мелкой моторики имеет лепка. Младшие дошкольники
способны под руководством взрослого вылепить простые предметы.
Известно, что аппликация оказывает положительное влияние на развитие восприятия. В этом
возрасте тдетям доступны простейшие виды аппликации.
Конструктивная деятельность в младшем дошкольном возрасте ограничена возведением
несложных построек пообразцу и по замыслу.
В младшем дошкольном возрасте развивается перцептивная деятельность. Дети от
использования предэталонов -индивидуальных единиц восприятия, переходят к сенсорным эталонам культурно-выработанным средствам восприятия. К концу младшего дошкольного возраста дети
могут воспринимать до 5 и более форм предметов и до 7 и более цветов, способны
дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы детского
сада, а при определенной организации образовательного процесса - и в помещении всего
дошкольногоучреждения.
Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3-4 слова и 5 - 6
названий предметов. К концу младшего дошкольного возраста они способны запомнить
значительные отрывки из любимых произведений.
Продолжает
развиваться
наглядно-действенное
мышление.
При
этом преобразования
ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе целенаправленных проб с учетом
желаемого результата. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения
междупредметами.
В
младшем
дошкольном
возрасте
начинает
развиваться
воображение,
которое
особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве заместителей
других.
Взаимоотношения детей обусловлены нормами и правилами. В результате целенаправленного
воздействия они могут усвоить относительно большое количество норм, которые выступают
основанием для оценки собственных действийидействийдругихдетей.
Взаимоотношения детей ярко проявляются в игровой деятельности. Они скорее играютрядом,чем
активно вступают в взаимодействия.
Однако уже в этом возрасте могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения.
Конфликты между детьми возникают преимущественно по поводу игрушек.Положение ребенка
в группе вомногом определяется мнением воспитателя.
В младшем дошкольном возрасте можно наблюдать соподчинение мотивов поведения в
относительно простых ситуациях. Сознательное управление поведением только начинает
складываться; во многом поведение ребенка еще ситуативно. Вместе с тем можно наблюдать и случаи
ограничения
собственных
побуждений
самим
ребенком,
сопровождаемые словесными указаниями. Начинает развиваться самооценка, при этом дети в
значительной мере ориентируются на оценку воспитателя. Продолжает развиваться также их
половая идентификация, чтопроявляетсявхарактеревыбираемыхигрушекисюжетов.
1.5 Планируемые результаты освоения Программы.
1. Пластилинография способствует освоению образовательной программы. К концу года дети
реализуют
познавательную
активность. Весь подбираемый материал для занятий
с детьми, имеет практическую направленность, максимально опирается на имеющийся у них
жизненный опыт, помогает выделить сущность признаков изучаемых объектов и
явлений, активизирует образы и представления, хранящиеся в долговременной памяти. Они
5
позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их,
применять первые варианты
обобщения.
2. В интересной игровой форме дети обогащают свой словарь. В процессе
обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведётся непрерывный
разговор
с
детьми.
Такая
игровая
организация
деятельности
детей
стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, формирование и активизации
словаря, пониманию ребенком речи окружающих.
3. Дети знакомятся с художественными произведениями, стихами, потешками, пальчиковыми
4. У детей появляются первые элементарные математические представления о счете, размере и
величине
5. Развиваются
сенсорные
эталоны.
Сенсорное
развитие
занимает
одно
из
центральных мест в работе с детьми по пластилинографии. У детей воспитывается тактильные и
термические
чувства
пальцев.
Необходимость
тактильного
и
термического чувства кончиками и подушечками пальцев обусловлена практикой
жизни, должна стать необходимой фазой обучения, накопления социокультурного опытаребенка.
6. Дети дошкольного возраста наилучшим образом знакомятся сматериалами через
тактильные ощущения. На занятиях кружка происходит реализация впечатлений, знаний,
эмоциональногосостояниядетейвизобразительномтворчестве.
7. Но главное значение занятий по пластилинографии состоит в том, что в конце обучения, у
ребенка развивается умелость рук,укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более
согласованными, а движения пальцев дифференциируются. Этому способствует хорошая
мышечная нагрузка на пальчики.
У детей развивается пинцетное хватание, т. е. захват мелкого предмета двумя пальцами или
щепотью они также умеют самостоятельно осуществлять движения во всех его качествах:силе,
длительность, направленности и д.р.
6
II СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Формы образовательной деятельности
Программа призвана вызвать интерес к занятиям пластилинографией у детей и
родителей. С этой целью используются формы и методы, которые позволяют детям
стать
активными участниками учебного процесса (игры, сказки, загадки, ситуационные задачи, занятия исследования и пр.). Особое внимание уделяется играм, сказкам, которые позволяют незаметно, без
напряжения формировать ценностную ориентацию и такие качества, как трудолюбие,
бережливость, честность, милосердие, взаимопомощь, а также развивать самостоятельность,
инициативность,творчество.
Программа предусматривает следующие формы и методы реализации:
- игровые (игры, игровые упражнения, игровые приемы и д.р.)
- словесные (беседа, объяснение, рассказ взрослого, чтение худ. литературы,пояснение идр.);
- наглядные (наблюдение, просмотр фильмов, рассматривание предметов, иллюстрацийидр.);
- практические(исследование, моделированиеи др.).
Базовой
формой
и
методом
реализации
Программы
является
игра.
Ребёнок
осваивает и познаёт мир через игру, поэтому обучение, осуществляемое с помощью
игры,
для
дошкольника естественно.
В совместной игровой деятельности происходит активное общение детей друг с другом и взрослым,
которое заряжает положительными эмоциями, стимулирует познавательную активность,
способствует развитию мышления. В процессе игры дети осваивают знания, овладевают умениями и
навыками, учатся культуре общения и
поведения.
В
играх
моделируются
реальные
жизненные ситуации, устанавливается адекватная возрасту ситуация общения, развивается
речь (объяснительная и доказательная). Игры включают в себя познавательное и воспитательное
содержание, что позволяет интегративно решать задачи по формированию у младших
дошкольников основ работы по пластилинографии. Знания и навыки, приобретённые в процессе
игр
и
игровых
занятий,
будут
способствовать художественноэстетическому развитию дошкольников, которое не прекратится с окончанием детского возраста,
так как представляет собой процесс длиною в жизнь.
Хороший эффект в работе по формированию художественно-эстетических вкусов дошкольника
достигается и с помощью занятий-исследований, занятий-бесед, папок-передвижек, сказок и иного
фольклора.
Занятия-исследования
- один
из
основных
путей
познания,
наиболее
полно
соответствующий природе ребёнка и современным задачам обучения и воспитания. Программа
предусматривает
использование
начального,
самого
простого
уровня
исследования, когда взрослый ставит проблему, сам намечает стратегию и тактику её решения, в
месте с ребенком находит решение.
Беседы, разговор, рассказывание, объяснение могут быть использованы при реализациивсех
образовательных областей Программы.
Папка-передвижка
предназначена
для
работы
с
семьёй.
Темы
папок
самые
разнообразные. В каждой папке указана тема, определённый срок (выходные дни, праздники), в
которые родители занимаются с детьми, пишут свои отзывы, наблюдения, пожелания.
Осуществляется «обратная связь» с семьёй.
Чтение - основная форма восприятия художественной литературы как особого вида
детской
деятельности, а также эффективная форма развития познавательно-исследовательской,
коммуникативной деятельности, решения задач психолого-педагогической работы таких
образовательных областей, как «социально-коммуникативное
развитие», «познавательное
развитие», «художественно-эстетическоеразвитие»,«речевоеразвитие».
Тематические стенды с наглядным и консультативным материалом по различным вопросам, который
меняется раз в месяц. Выставки по темам программы с использованием фотоснимков игровой,
учебной, трудовой деятельности детей и взрослых.
Оздоровительные паузы (физкультурные минутки) помогают не только повысить двигательную
7
активность детей, но и создать положительно окрашенную эмоциональную атмосферу.
Как
известно,
вынужденная
статическая
поза
и
длительная умственная работа во время занятий ведут к утомлению дошкольников,
снижают
уровень их работоспособности и внимания, нарушается поступление кислорода к внутренним
органам, мышцам, головному мозгу, появляются предпосылки к нарушению осанки. Для того, чтобы
избежать этих негативных явлений, необходимо научить детей чередовать умственное
напряжение с физической работой. Например, в рекомендациях используются элементы
физических упражнений с привлечением сказочных персонажей.
Психогимнастические паузы – это специальные упражнения (этюды, игры),
направленные на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как его
познавательной, так и эмоционально-личностной сферы). Прежде всего, такие занятия показаны
детям с чрезмерной утомляемостью, истощаемостью, непоседливым, вспыльчивым, замкнутым и
т. д. Не менее важно использовать психогимнастику с целью психофизической разрядки.
Психогимнастические упражнения позволят создать позитивный настрой на дальнейшую работу и
и снять эмоциональное напряжение.
Формы и методы реализации Программы являются системными, интегративными
образованиями. Практически все формы реализации Программы могут выступать в
качестве
методов.
Каждый
метод
можно
использовать
в
зависимости
от
потребностей реализации Программы в целях стимулирования деятельности детей,
создания
условий для приобретения ими опыта или осознания этого опыта.
2.2. Варианты взаимодействия с семьями дошкольников.
Дошкольное образовательное учреждение представляет собой первый социальный институт, в
котором начинается педагогическое просвещение родителей, приобщение их к единому
образовательному пространству.
Важной
составляющей
Программы
является
активное
привлечение
родителей,
которые рассматриваются как важные действующие лица и помощники воспитателя
в
формировании удетей интереса к занятиям пластилинографией.
С этой целью необходимо обеспечить открытость дошкольного образовательного учреждения для
родителей,
предоставить
им
полную
информацию
об
образовательной Программе, о ходе её реализации, о специфике образовательного
процесса, возможность обсуждения вопросов, связанных с реализацией Программы,
поддерживать
образовательные
инициативы
родителей.
Программа
предполагает
проведение ряда занятий и подготовку буклета для родителей, чтобы ознакомить их
с теми понятиями, которые изучают дети, и таким образом вовлечь их в процесс плодотворного
взаимодействия по формированию интереса к занятиям пластилинографией.
Взаимодействие с семьям
дошкольников и социумо
Единое образовательно
пространство
Форма взаимодействия
Родительский клуб: проведение лекций,
семинаров, практикумов, бесед, тренингов,
создание библиотеки, педагогическая
поддержка, папки-передвижки, проекты,
семейные конкурсы. Совместные
мероприятия: открытые занятия, выставки
.
Периодичност
сотрудничеств
В течение года
Широкое информационн
поле
Создание условий
Наблюдение и контроль
Консультации, тематические памятки д
ля
родителей, информационные альбомы и
тематические стенды, выставки, создание
странички на сайте ДОУ, родительский
лектори в создании предметноПомощь
8й
развивающей среды
Не реже 1раза в месяц
По мере необходимости
Изучение и учёт интересов, мнений и
В течение года
запросов родителей. Анкетирование, опросы,
диагностика, индивидуальные беседы,
родительская почта.
2.3. Учебно-тематический план занятий пластинографией с детьми 2 младшей группы (3-4 года)
Месяц
Периодично Количест Продолжительн
проведения занятийв одного занятия
занятий
месяц
в месяцв минутах
Темы занятий
Сентябрь
1
4
1/15
1.«Знакомствосо свойствами
пластилина».
2. «Зеленые горошины» 3.
«Воздушные шары».
4. «Яблочки румяные».
Октябрь
1
4
1/15
1.«Осеннее дерево».
2. «Дождиккапает изтучки».
3. «Солнышко».
4.«Зелёные огурчики».
Ноябрь
1
4
1/15
1.«Овощина тарелке».
2.«Фруктыввазе».
3.«Бусыдля мамочки».
4.«Клубочкидля котенка»
Декабрь
1
4
1/15
1.«Деревовснегу».
2.«Снежинка».
3.«Снеговик».
4.«Елка новогодняя».
Январь
1
4
1/15
1.«Вышлакурочка гулять, а за ней
цыплятки».
2.«Звездноенебо».
3.«Самолет».
Февраль
1
4
1/15
1.«Уточкас утятами».
2.«Аквариум: улитка».
3. «Аквариум камешки».
4. «»Украсим кукле платье»
Март
1
Апрель
1
Май
1
1/15
1.«Цветыдля мамы».
2.«Украсимкукле платье».
3.«Черепаха».
4.«Птичка– невеличка».
4
1/15
1.«Мышкаи золотоеяичко».
2.«Набухаютпочки -распускаются листочки».
3.«Стрекоза».
4.«Божьякоровка, улетинанебо».
4
1/15
1.«Салют».
2.«Радуга–дуга».
3.«Бабочка».
4.«Мухоморы».
4
Содержание обучения.
№
занятия
тема
цель
1
Знакомство со
свойствами
пластилина
2
«Зелёные
горошины»
1. Учить детей умению раскатывать комочки пластилина
кругообразными движениями.
2.Научить прикреплять готовую форму на
Плоскость путем равномерного расплющивания по
поверхности основы.
3.Развивать эстетическое и образное восприятие.
3
«Воздушные
шары»
1.Закрепить умение раскатывать комочки пластилина
кругообразными движениями.
2.Научить преобразовывать шарообразную форму в
овальную прямыми движениями ладоней.
3.Научить прикреплять готовую форму на плоскостьпутем
равномерногорасплющивания поповерхностиосновы
4.Развивать эстетическое и образное мышление
4
«Яблоки
румянные»
1.Развивать эстетическое восприятие природы иучить
передавать посредством пластилинографии изображение
фруктового дерева.
2.Учить детей отщипывать небольшие кусочки пластилина и
скатывать маленькие шарики круговыми движениями
пальцев.
3.Закрепить умение расплющивать шарики на всей
поверхности силуэта ( кроны дерева)
4.Развивать образное восприятие.
сентябрь
месяц
Познакомить детей с основными свойствами пластилина,
способами работы с ним.
«Осеннее
дерево»
2
«Дождик
капает из
тучки»
3
«Солнышко»
1.Воспитывать у детей отзывчивость,доброту, умение
сочувствовать персонажам,желание помогать им.
2.Учить передавать образ солнышка, совершенствуя умения
детей скатывать кусочек пластилина между ладонями,
придаваяему шарообразную форму.Учить приему
сплющивания шарика на горизонтальной поверхности для
получения плоского изображения исходной формы.
3.Упражнять в раскатывании комочков пластилина
между ладонями прямыми движениями обеих рук.
4.Поддерживать в детях желание доводить начатое делодо
конца, следуя игровой мотивации занятия.
4
«Зеленые
огурчики»
1. Закрепить умение раскатывать комочки пластилина
кругообразными движениями.
2.Научить преобразовывать шарообразную форму в
овальную прямыми движениями ладоней.
3.Научить прикреплятьготовую форму на плоскость путем
равномерного расплющивания поповерхности основы.
4.Развивать эстетическое и образное мышление
1
«Овощина
тарелке»
1.Учить раскатывать пластилин между ладонями прямыми
и круговыми движениями.
2.Воспитывать навыки аккуратного обращения с пластилином.
2
«Фруктыв
вазе»
1. Продолжать учить детей передавать в работе форму,строение,
характерные части известных имфруктов.
2.Закреплять умение раскатывать пластилин между
ладонями прямыми и округлыми движениями,оттягивать
пальцами нужные части предметов.
3.Учить использовать в работе дополнительные предметы
для передачи характерных признаков объектов.
4. Воспитывать навыки аккуратного обращения с
пластилином.
ноябрь
октябрь
1
1.Развивать у детей эстетическое восприятие природы и
учить передавать посредством пластилинографии
изображение дерева.
2.Учить детей отщипывать небольшие кусочки пластилина и
скатывать маленькие шарики круговыми
движениями пальцев.
3.Закрепить умение расплющивать шарики на всей
поверхности силуэта (кроныдерева).
4.Развивать образное восприятие
1.Развивать у детей эстетическое восприятие природы и
учить передавать по средством пластилинографии
изображение тучки.
2. Учить детей отщипывать небольшие кусочки пластилина и
скатывать маленькие шарики круговыми движениями пальцев.
3. Развивать образное мышление.
декабрь
3
«Бусыдля
мамочки»
1.Закрепить умение детей лепить предмет, состоящий из
нескольких частей, располагать элементы (бусинки) близко
друг к другу, в определенном порядке, чередуя их по цвету.
2.Совершенствовать умение скатывать из пластилина
колбаску прямыми движениями, делить ее намелкие равные
части при помощи стеки.
3.Уточнить знание детей о круглой форме предметов,
закрепитьумение лепить шарики малогоразмера, скатывая их
кругообразным движением пальцев руки.
4. Закреплять знание о цвете, развивать чувство ритма.
4
«Клубочки для
котенка»
1.Продолжать развивать интерес к новым способам
лепки.
2.Упражнять в раскатывании пластилина между
ладонями прямыми движениями, раскатывать пальцами
обеих рук на поверхности стола для придания
предмету необходимой длины.
3. Учить детей приему сворачивания длинной
колбаскипо спирали.
4.Развивать мелкую моторику рук.
1
«Деревов
снегу»
1.Развивать у детей эстетическое
восприятие природы.
2.Учить передавать по средством пластилинографии
изображение дерева; отщипывать не большие кусочки
пластилина и скатывать маленькие шарики круговыми
движениями пальцев
3.Закрепить умение расплющивать шарикипо
всей поверхности силуэта, развиватьобразное
восприятие.
2
«Снежинка»
1.Продолжать формировать интерес детей к
изображению предметов пластилином на плоскости.
2.Упражнять детей в раскатывании кусочков пластилина
между ладонями прямыми движениямиобеих рук.
3
«Снеговик»
1.Продолжать знакомство с нетрадиционной техникой
изображения–пластилинографией.
2.Учить детей передавать образ снеговика посредством
художественной техники-пластилинографии.
3.Побуждать к самостоятельному выбору дополнительных
деталей для своего снеговика.
4.Развивать умение и навыки в работе с пластилином–
отщипывание, скатывание колбасок пальцами,
размазывание на основе, разглаживание готовых
поверхностей, развивать мелкую моторику пальцев рук.
5.Воспитывать интерес к пластилинографии.
4
«Елка
новогодняя
огоньками
светится»
Продолжать учить детей самостоятельно отщипывать
маленькие кусочки пластилина и скатывать их между
пальцами в шарики, располагать их на ёлочке.
------«Вышла
курочка гулять,
аза ней
цыплятки»
3
«Звездное
небо»
4
«Самолет»
1
«Уточкас
утятами»
2
«Аквариум:
улитка»
февраль
январь
1
2
1.Учить детей составлять изображениецелого объекта из
частей,одинаковых по форме, но разных по величине.
2.Закрепить приемы раскатывания пластилина между
ладонями круговыми и прямыми движениями.
3.Закрепить умение детей равномерно расплющивать
готовые формы на основедля полученияплоского
изображения,изменяя положение частей тела (цыпленок
гуляет, цыпленок клюет).
4. Учить составлять композицию из нескольких
предметов,свободно располагая их на листе
1.Учить детей передавать образ звездного неба посредством
пластилинографии.
2.Закрепить навыки работы с пластилином:
раскатывание комочка прямым движением, сгибание в
дугу, с плющивание концов предмета.
3.Научить детей делить готовую форму на мелкие части при
помощи стеки и скатывать из них шарики кругообразным
движением на плоскости,стимулируя активную работу
пальцев.
4.Развивать композиционное и
пространственное восприятие.
1.Закрепить умение детей делить брусок пластилина наглаз
на две равные части, раскатывать его прямыми движениями
ладоней.
2. Учить детей составлять на плоскости предмет, состоящий
изнескольких частей, добиваться точной передачи формы
ппредмета, его строения, частей.
3.Дополнять изображение характерными деталями
(окошками-иллюминаторами), используя знакомые
приемы работы: раскатывание,сплющивание.
4.Продолжать формировать интерес детей к работе
пластилином нагоризонтальной плоскостипластилинографии.
1.Учить анализировать строение предмета, форму и
размер отдельных его частей.
2.Закрепить умение преобразовывать
шарообразную форму в овальную.
3.Продолжать осваивать некоторые операции: выгибать
готовую форму в дугу, оттягивать части и придавать им
нужную форму (хвост утенка).
4.Развивать чувство формы и композиции.
1.Продолжать формировать интерес детей к
изображениюпредметов пластилином на плоскости.
2.Упражнять детей в раскатывании кусочков пластилина
между ладонями прямыми движениями обеих рук.
3.Учить лепить улитку путем сворачивания колбаски по
спирали.
4 .Дополнять объект необходимыми деталями для
выразительности образа (рожки,хвостик), используя
знакомыеприемы лепки: оттягивание, сплющивание, делать
стекой надрезы.
«Аквариум:
камешки»
1.Продолжать формировать интерес детей к изображению
предметов пластилином на плоскости.
2.Упражнять детей в раскатывании кусочков пластилина
между ладонями прямыми движениями обеих рук.
3.Развивать композиционное и
пространственное восприятие.
4
«Аквариум:
рыбка»
1.Продолжать учить детей раскатывать пластилин
кругообразными движениями, расплющивать шарики на
всей поверхности силуэта.
2.Продолжать формировать интерес детей к работе
пластилином на горизонтальной плоскостипластилинографии.
1
«Цветыдля
мамы»
1.Упражнять в различных приёмах лепки (раскатывание,
надавливание).
2.Продолжать развивать творческие способности.
3.Вызвать желание сделать приятное близкому человеку.
2
«Украсим кукле
платье»
1.Продолжать учить детей раскатывать пластилин
кругообразными движениями, расплющивать шарики на
всей поверхности силуэта.
2.Продолжать формировать интерес детей к работе
пластилином на горизонтальной плоскостипластилинографии.
3
«Черепаха»
1.Вызвать интерес к представителям животного мира,
рассказать обособенностях внешнеговвида, образе жизни
черепахи.
2.Закрепить умения и навыки работы с пластилином:
раскатывание частей предмета круговыми и прямыми
движениями, соединение отдельных частей в единое целое,
сплющивание,нанесение рельефного рисунка с помощью стеки.
3.Учить изображать предмет, передавая сходствос
реальным предметом.
4.Воспитывать бережное отношение к живым.
существам
4
«Птичка–
невеличка»
1.Продолжать учить детей раскатывать пластилин
кругообразными движениями, расплющивать шарики на
всей поверхности силуэта.
2.Продолжать формировать интерес детей к работе
пластилином на горизонтальной плоскостипластилинографии.
3. Воспитывать усидчивость, аккуратность.
1
«Мышкаи
золотое
яичко»
1.Учить изображать с помощью пластилина сказочных
героев.
2.Научить преобразовывать шарообразную форму в
овальную прямыми движениями рук.
3.Закреплять умение передавать характер формы, используя
знакомые способы лепки: раскатывание, оттягивание деталей
предмета, сплющивание.
4.Развивать сюжетно-игровой замысел.
апрель
март
3
май
2
«Набухают почкираспускаются
листочки»
1.Продолжать развивать у детей эстетическое восприятие
природы.
2.Учить передавать посредством пластилинографии
изображениед дерева; отщипывать небольшие кусочки
пластилина и скатывать маленькие шарики круговыми
движениями пальцев
3.Закрепить умение расплющивать шарики по
всей поверхности силуэта, развивать образное
восприятие.
3
«Стрекоза»
1.Продолжать учить заполнять пластилином контур, не
выходя за него, превращать шар в овал.
2.Упражнять в скатывании колбасок.
4
«Божья
1. 1.Продолжать учить детей отщипывать небольшие кусочки
коровка, улети на
пластилина, раскатывать их круговыми движениями между
небо»
ладонями.
2. 2.Расширять представлениядетей о
многообразии мира насекомых.
3.
3. Продолжать формировать интерес детей к работе
пластилином на горизонтальной плоскостипластилинографии.
1
«Салют»
2
«Радуга
дуга»
3
4
«Бабочка»
«Мухоморы»
1.Упражнятьдетейвраскатыванииколбасок разногоцвета
примернооднойтолщины, разнойдлиныпрямымидвижениями
обеихрук.
2.Учитьдетейизображатьдугообразную форму.
3.Продолжатьучитьиспользоватьстекудля отрезаниялишних
концовприукладывании.
4.Развиватьчувствопрекрасного(красивый салют).
–
1.Упражнять детей в раскатывании колбасок разного цвета
примерно одной толщины, разной длины прямыми
движениями обеих рук.
2.Учить детей изображать дугообразную форму радуги и
порядок цветов в ней.
3.Продолжать учить использовать стеку для отрезания
лишних концов при укладывании радужных полос.
4.Развивать чувство прекрасного (красивая разноцветная
радуга).
1.Закреплять умение детей пользоваться знакомыми
способами передачи образа: аккуратно наносить
пластилин тонким слоем внутри контура и украшать его
способом налепа.
2.Расширятьиуточнять знания о грибах. Дать представления о
том, что грибы бывают съедобными и ядовитыми.
3.Развивать творчество при оформлении своей поделки.
15
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Описание материально- технического обеспечения.
Технические средства обучения:
- ноутбук – 1 штука
- телевизор - 1 штука
Учебно-методические пособия: игрушки, дидактические игры, мультфильмы, художественная
литература, пособия для родителей: папки-передвижки, консультации.
Раздаточный материал: оборудование и материалы для лепки.
3.2. Организацияобразовательнойдеятельности.
Все разделы программы объединяет игровой метод проведения занятий. Игровой метод придаёт
образовательной деятельности привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и
освоения упражнений, повышает эмоциональный фон занятий,
способствует
развитию
мышления, воображения и творческих способностей ребёнка. Занятия проводятся в форме
игры. Игровые приемы обеспечивают динамичность процесса обучения, максимально
удовлетворяют потребности ребенка в самостоятельности – речевой и поведенческой (движения,
действияит.. Использование игр в обучении детей пластилинографией помогает активизировать
деятельность детей, развивать познавательную активность, наблюдательность, внимание, память,
мышление, поддерживает интерес к изучаемому материалу, развивает творческое воображение,
образноемышление.
Предметный материал занятий представляет собой последовательность тщательно подобранных,
постепенно
усложняющихся
изделий,
которые близки
и
понятны
ребенку –
это предметы, с которыми он сталкивается
ежедновно
и
хорошо
знает:
игрушки, сладости, овощи, фрукты, грибы, насекомые, птицы, древние и сказочные животные, обитатели
подводного царства.
Первые успехи в работе вызовут у детей желание создавать тематические картинки
сначала под руководством взрослого, а затем в собственном творчестве, что будет способствовать
развитию воображения и фантазии.
Содержание работы направлено на использование нетрадиционной техники работы
с
пластилином,
для
создания
лепной
картины
с
изображением
выпуклых,
полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности. Занятия в кружке ведутся на основе
разработок Г. Н. Давыдовой. Конспекты занятий составлены с учетом возрастных физиологических,
психологических, познавательных особенностей детей дошкольного возраста. Использование
художественного слова, игровых методов и приемов заметно оживляет занятия, вызывает интерес
дошкольников, позволяет достичь успехов в формировании у детей изобразительных умений и
навыков,развитииихтворческихспособностей.
Программа рассчитана на 36 учебных занятий. Занятия проводятся 1 раз в неделю
20 минут. С целью сохранения здоровья и исходя из программных требований
продолжительность занятия соответствует возрасту детей.
по 15-
Формы подведения итогов: открытое занятие для родителей, выставка работ.
Средства реализации Программы способствуют созданию развивающей
учётом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников, специфики их
образовательных потребностей и нтересов.
среды
с
16
Учитывая тот факт, что наличие обратной связи повышает эффективность реализации
Программы, предусмотрено использование как традиционных средств (книги, модели, макеты,
иллюстративный материал, игрушки, инвентарь для всех видов труда, оборудование и материалы для
лепки, аппликации, рисования, конструирования, дидактический материал и др.), так и интерактивных
средств (аудио- и видеоматериалы, электронные ресурсы), основанных на достижениях
технологического прогресса.
Для успешной реализации Программы должны быть обеспечены следующие условия:
• активная поддержка родителей (законных представителей), вовлечение семей непосредственнов
образовательнуюдеятельность;
• использование форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным особенностям;
• поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг кдругуи
взаимодействиядетейдругсдругомвразныхвидахдеятельности;
• предоставление детям возможности выбора материалов, видов активности, участников
совместнойдеятельностииобщения;
• уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка
положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях.
их
3.3. Диагностические материалы.
Анализируемый
параметр
Творческая
активность
Критерии оценки
повышенный интерес, творческая активность — высокий уровень;
ребёнок активен, есть интерес к данному виду деятельности, но выполняет
работу по указанию педагог — средний уровень;
ребёнок не активен, выполняет работу без особого желания —низкий уровень.
Сенсорные
способности
форма передана точно, разнообразие цветовой гаммы, передан
реальный цвет, выразительность изображения -высокий уровень;
есть незначительные искажения, отступления от краски -средний уровень;
форма не удалась, безразличие к цвету, одноцветность -низкий уровень.
Композиция
по всей плоскости листа соблюдается пропорциональность между
предметами– высокий уровень;
рисунокрасположеннаполоселиста– средний уровень; композиция не
продумана, носит случайный характер - низкий уровень.
Общая ручная
умелость
хорошо развита моторика рук, аккуратность - высокий уровень;
ручная умелость развита– средний уровень;
слабо развита моторика рук, требуется помощь - низкий уровень
Самостоятельность
выполняет задания самостоятельно, без помощи, ребёнок самостоятельно
выбирает тему, замысел, умеет планировать свои действия, выбирает
выразительные средства, доводит начатоеделодоконца– высокий уровень;
требуется незначительная помощь– средний уровень;
выполняет задание с помощью педагога, необходима поддержкаи
стимуляция– низкий уровень.
Раскатывание
Выполняет самостоятельно– высокий уровень;
требуется небольшая помощь– средний уровень;
выполняет действия с помощью педагога– низкий уровень.
Сплющивание
Показатели
технических
навыков
Выполняет самостоятельно– высокий уровень;
требуется небольшая помощь– средний уровень;
выполняет действия с помощью педагога– низкий уровень.
Размазывание
Выполняет самостоятельно– высокий уровень;
требуется небольшая помощь– средний уровень;
выполняет действия с помощью педагога– низкийуровень.
18
ЛИТЕРАТУРА
1. Давыдова Г. Н.«Пластилинография для малышей», М., И издательство Скрипторий, 2003.
2. Колдина Д. Н. «Лепка и рисование с детьми 3 - -4лет» Конспекты занятий.М., Мозаика–
Синтез, 2009.
3. Шкицкая И. О. «Аппликация из пластилина».- Феникс, 2011.
4. Янушко Е.А. «Рисование с детьми дошкольного возраста». Методическое пособие для
воспитателей и родителей.- М.: Мозаика- Синтез, 2007.
Интернетсайты: Мaam.ru, infourok.ru.
19