ДООП ранний возраст умничка

Пояснительная записка.
Сенсорное развитие (от лат. sensus — чувство, ощущение) предполагает
формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах,
объектах и явлениях окружающего мира.
Малыш рождается на свет с готовыми к функционированию органами чувств.
Но это лишь предпосылки для восприятия окружающей действительности.
Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе
сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются
эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах
различных предметов и материалов, их положении в пространстве и др.,
развиваются все виды восприятия, тем самым закладывается основа для
развития умственной деятельности. Сенсорное воспитание создает
необходимые предпосылки для формирования психических функций,
имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения.
Оно направлено на развитие зрительного, слухового, тактильного,
кинетического, кинестетического и других видов ощущений и восприятий.
Ведущую роль сенсомоторики при восприятии и познании различных
предметов с помощью активного осязания подчеркивали Б. Г. Ананьев, А. В.
Запорожец и др. Сочетание работы кожно-механического и двигательного
анализаторов обеспечивает информацию о размерах, форме, твердости,
соотношении частей и других характеристик ощупываемых предметов.
Развитие сенсорных действий ребенка происходит не само собой, а лишь в
ходе усвоения общественного сенсорного опыта, под влиянием практики и
обучения. Эффективность этого процесса значительно повышается, если
ребенка специально обучают способом обследования предметов с
применением соответствующих сенсорных эталонов. Итак, сенсорное
развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного
развития ребенка, а с другой — имеет самостоятельное значение, так как
полноценное восприятие является базовым для успешного овладения многими
видами деятельности.
Ранний этап развития ребенка предполагает формирование широкой
ориентировки в предметном окружении.
То есть не только традиционное ознакомление с цветом, формой, величиной
предметов, но и совершенствование звукового анализа речи, формирование
музыкального слуха, развитие мышечного чувства и др. с учетом той важной
роли, которую играют эти процессы в осуществлении музыкальной,
изобразительной деятельности, речевого общения, простейших трудовых
операций (А. В. Запорожец, А. П. Усова).
1

Необходимость точно и полно воспринимать свойства предметов ясно
возникает перед ребенком в тех случаях, когда он должен эти свойства
воссоздать в процессе своей деятельности, так как от того, насколько успешно
осуществляется восприятие, зависит результат.
Познание свойств и качеств предметов, явлений, овладение обобщенными
знаниями и умениями, связанными с ориентировкой в окружающем,
происходят в процессе различных видов содержательной деятельности
(изначально — в процессе предметной деятельности). На этой позиции
базируется современная система сенсорного развития детей в отечественной
науке (В. Н. Аванесова, Л. А. Венгер, А. Н. Лебедева, Н. Н. Поддьяков, Н. П.
Сакулина и др.).
Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:
- является основой для интеллектуального развития;
-упорядочивает хаотичные представления
взаимодействии с внешним миром;

ребенка,

полученные

при

- обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;
- развивает наблюдательность;
- готовит к реальной жизни;
- позитивно влияет на эстетическое чувство;
- является основой для развития воображения;
- развивает внимание;
-дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметнопознавательной деятельности;
- влияет на расширение словарного запаса ребенка;
- влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов
памяти.
Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно
переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для
совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений
об окружающем мире.
Для решения этой задачи в детском саду в этом учебном году был
организован кружок для детей раннего возраста «Разноцветный мир».

2

В основе программы лежат следующие принципы:
•

Принцип учета возрастно-психологических
особенностей ребенка.

и

индивидуальных

•

Принцип системности коррекционных и развивающих задач.

•

Принцип единства диагностики и коррекции.

•

Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к
работе с ребенком.

•

Принцип блочного подхода – позволяет педагогически воспроизвести
многообразие общественной практики, сохранить принцип научности
содержания, повысить эффективность его реализации.

Программа реализуется через занятия, которые проводятся 1 раз в неделю во
вторую половину дня. Формы организации деятельности: подгрупповая,
индивидуальная. Используются следующие методы: игровой метод
(дидактические игры), наглядный метод (рассматривание дидактических
пособий, предметов), практический – показ способов действия с предметами,
эксперимент.
Цель программы:
Развитие умственных способностей у детей младшего дошкольного возраста
через сенсорное развитие.
Задачи:
•

Дать детям представления о сенсорных эталонах, являющихся
образцами основных разновидностей каждого свойства: 6, затем 7
цветов спектра, 5 геометрических фигур, 3 градации величины.

•

Формировать познавательную активность детей при проведении
непосредственной обучающей деятельности (игры, дидактические
упражнения, эксперименты, игровые задания и поручения).

•

Закрепить четкие представления о разновидностях каждого свойства.

•

Научить правильно, понимать слова: «форма», «цвет», «такой же». Т.к.
«величина» не имеет «абсолютного» значения, учить воспринимать ее
только в сравнении с другой величиной.

Направления программы:
Оздоровительное направление предполагает регулирование деятельности
группы для соблюдения режима, формирование у детей жизненно важных
двигательных умений и навыков, способствующих укреплению здоровья
3

детей, стимулирование чувствительности и двигательной активности детей,
сенсорно - перцептивных процессов.
Воспитательное направление обеспечивает социальное формирование
личности, воспитание ее с учетом фактора развития, воспитание ребенка с
творческими способностями, развитие и коррекцию познавательных
процессов (внимание, память, ассоциативность и гибкость мышления,
словарный запас речи, воображение), воспитание умения выражать свои
эмоции. Развитие и корректирование зрительных, слуховых и тактильных
ощущений.
Образовательное направление обеспечивает усвоение систематизированных
знаний; формирование сенсомоторных умений и навыков; развитие моторных
способностей, предусматривая, в первую очередь, формирование отношения к
активной деятельности, интереса и потребности в совершенствовании
сенсорных навыков ребенка, внедрение в практику нетрадиционных методов
и приемов, формирование представлений об окружающем мире.
Организационно-методическая деятельность по реализации программы.
•

Систематический анализ сенсорного развития детей
последующей психолого-педагогической коррекции.

с

целью

•

Создание программно-методического обеспечения педагогического
процесса по данной программе, соответствующее современным
требованиям дидактики и возрастной психофизической специфике
данного контингента детей.

•

Определение содержания педагогического процесса в образовательном
учреждении,
способствующего
формированию сенсорной
культуры, сенсорному образованию детей.

•

Создание условий для кружковой деятельности.

Гибкая форма организации кружка в совместной деятельности детей и
взрослого позволяет учитывать индивидуальные особенности детей, желания,
состояние здоровья, уровень овладения навыками обследования, нахождение
на определенном этапе реализации замысла и другие возможные факторы.
Каждый ребенок работает на своем уровне сложности, начинает работу с того
места, где закончил. В начале деятельности рекомендуется проводить
пальчиковую гимнастику; в ходе деятельности, для расслабления мышц,
снятия напряжения - физминутки. Комплексы пальчиковой гимнастики,
физминуток педагог подбирает самостоятельно, так как методическая
литература по данному вопросу очень разнообразна и содержательна. Формы
проведения деятельности различны.
4

Принципы комплектования группы и организации работы.
•

Учет интересов и способностей детей.

•

Желание родителей.

•

Добровольное участие.

•

Учет психофизических особенностей детей.

Продолжительность реализации программы:
Данный курс состоит из 34 занятий по 10-12 минут
Занятия проводятся 1 раз в неделю, во вторую половину дня.

каждое.

Предполагаемый результат:
•

Дети различают и называют основные цвета.

•

Различают и называют геометрические фигуры и тела (шар, куб, круг,
квадрат).

•

Используют сенсорные эталоны (лимон желтый как солнышко, огурчик
зеленый как травка).

•

Начинают на ощупь различать качество предметов и их называть.

•

Умеют слушать и различать звуки в окружающей обстановке.

5

Поэтапный план реализации программы
Подготовительный этап:
1.Создание предметно-пространственной среды в группе:
а) изготовление картотеки игр, сбор художественного слова (стихотворений,
потешек, загадок).
б) изготовление атрибутов для ООД, игр.
Основной этап:
Перспективное планирование игровых занятий по кружковой работе на
период учебного года (сентябрь 2022г. по май 2023г.)
Заключительный этап:
1. Диагностика детей по сенсорному развитию в группах раннего возраста на
окончание учебного года 2022 -2023г.
2. Подведение итогов проекта (работы кружка).
3. Подготовка презентации по фотографиям.
4. Оформление стенгазеты для родителей по итогам.
5. Заметки на работу кружка на следующий учебный год, перспективное
планирование.

6

План работы секции «Разноцветный мир» в группе раннего возраста
на 2022-2023 учебный год.
СЕНТЯБРЬ
1. Адаптация Выявить представления детей о цвете, форме, размере
посредством дидактического материала на начало года. Игрушки и игры с
уголка сенсорного развития
2. «Наша группа» Знакомство со спальней, группой, туалетной комнатой.
Обращать внимание на предметы индивидуального пользования. Кукла
бибабо (Петрушка).
3. «Дети в детском саду» Воспитывать доверительное отношение к детскому
саду Игрушки и игры с уголка сенсорного развития.
4. «Продолжать знакомить с дидактическими игрушками» Продолжать
знакомить с игровыми пространствами группы Кубики, вкладыши,
пирамидки, озвученные игрушки и т. д.
ОКТЯБРЬ
1.«Собираем пирамидку». Упражнять в точном попадании отверстием кольца
на стержень. Одноцветная пирамидка из 3-5 колец
2. «Домик с большими и маленькими окошками». Формировать
внимание детей на величину предметов (большой, маленький, такой, не
такой) Силуэты окошек – дидактические картинка «Домик с маленькими
большими окошками».
3. «Прыг – скок по дорожке». Закрепление знания цветов: красный, синий.
Картонная дорожка 40 см длиной и 10 см шириной, а также полоски красного,
синего цветов шириной 4 см, игрушки.
4. «Познакомить с кругом». Формировать у детей умение чередовать
предметы по величине. Силуэты кругов (больших и маленьких)
5. «Какого цвета водичка». Использовать игровую ситуацию для
ознакомления с такими свойствами воды, как возможность его окрашивания.
Гуашь, специальные стаканчики, наполненные прозрачной водой, белая
бумага, трафарет воздушного шарика.
6. «Угадай, что звенит». Учить по звучанию, называть предмет Колокольчики
7.«Разложи шарики». Развивать у детей восприятие предметов шарообразной
формы, 2-х цветов (красный, синий) Шары разного цвета (красный, синий)

7

8. «Цветные машинки» Формировать у детей восприятие цветных предметов,
выполнять действие с предметами, подбирать однородные предметы Три –
четыре одноцветные машины разной величины (красный, синий)
НОЯБРЬ
1. «Какая машина уедет дальше» Организовать игру с машинками одного
цвета, чтобы выяснить, какая машинка самая быстрая. 2 машинки цветные
машинки (красный, синий)
2.«Познакомить с квадратом». Познакомить детей с
фигурой- квадратом. Геометрические фигуры- квадраты

геометрической

3. «Угости маленького и большого зайца морковкой». Закрепление умения
группировать и соотносить однородные предметы по величине. Игрушечные
зайцы (большой и маленький) и морковка (большая и маленькая).
4. «Домик
с
большими
и
маленькими
окошками» Формировать
внимание детейна величину предметов (большой, маленький) Силуэты окошек
– дидактические картинка «Домик с маленькими большими окошками».
5.«Домик с круглыми и квадратными окошками» Формировать у детей умение
чередовать предметы по величине. Силуэты круга, квадрата (больших и
маленьких, дидактические картинка «Домик с круглыми и квадратными
окошками»
6. «Найди такую же» Формировать умение находить одинаковые предметы
Мячи, машинки и т. д.
7.«Найди пару». Учить детей узнавать и правильно находить пару из
плоскостных геометрических фигур. Дидактическая игра «Геометрическое
лото».
ДЕКАБРЬ
1.«Волшебный
контейнер».
Учить детей выполнять
задание
правильно, развивать мелкую моторику рук. Контейнер с фасолью, горохом
2.«Шарики». Учить детей подбирать предметы одинаковой окраски; называть
цвета. Шарики основных цветов.
3.«Подбери по форме». Закрепление знания геометрических фигур: круг,
квадрат. Блоки-вкладыши на каждого ребёнка.
4. Игры с прищепками: выкладывание предметов по образцу (солнышко, елка,
ежик) Развивать у детей мелкую моторику рук. Бельевые прищепки (разных
цветов, Силуэты: солнышко, елка, ежик, тучка, ягодка.
8

5. «Приготовь салат» (кубики и шарики) Формировать умение находить
кубики и шарики. Бусы с разными геом. формами.
6. «Забавные ленточки» Продолжать обогащать сенсорный опыт, развитие
мелкой моторики рук Цветные ленточки
7. «Пирамидка высокая и низкая». Закреплять знания о цвете предметов.
Высокая пирамидка и низкая.
ЯНВАРЬ
1. «Кто скорее соберет игрушки». Учить детей группировать объекты,
отличающиеся по форме, величине Дидактическая игра «Игрушки».
2. «Счетные палочки». Учить детей группировать счетные палочки по цвету.
Счетные палочки.
3. «Золушка».
Учить детей сортировать
предметы (фасоль) по
цвету, развивать мелкую моторику рук. Фасоль, тарелочки.
4. «Мячи трех цветов». Формировать внимание детей на цвета
предмета; развивать
понимание
слов «цвет», «большие», «маленькие».
Дидактические картинки с мячами (красный, синий, желтый)
5. «Найди куклу по цвету» Формировать внимание детей на цвет одежды
куклы, развивать умение различать цвета (красный, синий, желтый)
Дидактические картинка
6. «Разрезные картинки» Формировать сенсорные способности (умение по
части восстановить целое) Предметные картинки два набора.
7. «Пирамидка» Формировать умение последовательно собирать пирамидку
Разноцветные пирамидки
ФЕВРАЛЬ
1. Подбери варежку: формировать умение подбирать по образцу однородные
парные предметы- варежки Варежки трех цветов- красный, синий, желтый
2. Пальчиковые игры с массажными шариками: вращение между ладонями,
катание по столу в разные стороны. Развивать у детей мелкую моторику рук.
Массажные шарики.
3. Окрашивание воды. Формирование представлений об оттенках
цветов (светлый, темный). Вода в прозрачных емкостях, краски светлых и
темных оттенков.

9

4. «Поможем
зайке
разложить
игрушки».
Закрепление
знания
геометрических фигур: круг, квадрат Игрушки: зайцы, сенсорный куб с
геометрическими фигурами: круг, квадрат.
5. «Большой - маленький» Формировать умение ориентироваться в величине
предметов (большой, маленький) Кубики разных размеров
6. «Что потеряли котятки?» Формировать умение действовать с
разноцветными
предметами.
Игрушка
кошка,
дидактические
пособия «Котятки» (котята, нарисованные на картинке по контору. У
каждого котенка бантики и сапожки определенного цвета.
7. «Подарим куклам бусы» Формировать умение детей на цвет одежды
куклы, развивать умение детей выбрать предметы заданного тона из четырех
возможных, формировать умение группировать предметы по цвету.
Дидактические
разрезные
картинки «Бусы»,
Дидактическая
картинка «Кукла».
МАРТ
1. «Ткани». Развивать у детей осязание, учить составлять пары одинаковых на
ощупь тканей. Пары одинаковых на ощупь тканей.
2. «Воздушные шары». Закрепить знания цветов: красный, желтый, синий,
зеленый. Дидактическая игра «Воздушные шары».
3. «Строим башню». Обучение соотнесению по величине трех предметов.
Строительный материал:
кубики,
кирпичики,
призмы
разного
размера (большой, поменьше, маленький).
4. «Что лежит в мешочке?». Закрепить знания детей о форме, упражнять в
правильном соотнесении нескольких предметов с одним и тем же
геометрическими
образцами.
Дидактическая
игра «Волшебный
мешочек» (круг, квадрат, треугольник)
5. «Подбери петушку перышко» Учить различать и называть основные
цвета (красный, синий, желтый, зеленый). Дидактическая игра «Подбери
петушку перышко».
6. «Большая, средняя, маленькая матрешка» Формировать умение у детей в
сопоставлении предметов по величине. Дидактические картинки с
матрешками, три контрастные раскрывающиеся матрешки.
7. Подбери варежку Формировать умение подбирать по образцу однородные
парные предметы- варежки Варежки 4 цветов (красный, синий, желтый,
зеленый)
10

8. «Достань колечко» Формировать предметно – орудийные действия (с
помощью палочки подвигать к себе разноцветные предметы). Палочки с
круглым сечением, цветные кольца основных цветов.
9. «Какого цвета водичка» Использовать игровую ситуацию для
ознакомления с такими свойствами воды, как возможность его окрашивания.
Гуашь, специальные стаканчики, наполненные прозрачной водой, белая
бумага. (основные цвета + белый, черный, коричневый и розовый цвета).
АПРЕЛЬ
1. «Сделаем куклам бусы». Закреплять умение группировать предметы по
цвету, продолжать учить нанизывать бусы на нитку. Шнурки или веревочки,
разноцветные бусины основных цветов (по количеству детей в подгуппе).
2. «Спрячь мышку». Закреплять у детей представления о основных цветах.
Дидактическая игра «Спрячь мышку».
3. Игры со счетными палочками: выкладывание предметов по
образцу. Развивать у детей мелкую моторику рук. Счетные палочки основных
цветов, образцы предметов.
4. «Волшебная вода» Развивать представления детей о вкусовых качествах
воды (сладкая - соленая) Вода, сахарный песок, соль.
5. «Найди по цвету платочек и платье для куклы» Формировать
умение детей находить по цвету необходимые предметы одежды (платочек,
платье, развивать умение различать цвета (красный, синий, желтый,
красный)Дидактическая игра «Подбери кукле платочек и платье».
6. «Паровозик с круглыми треугольными, квадратными окошками»
Формировать у детей умение находить предметы данной формы Формы
треугольников и кругов, квадраты, дидактические картинка «Паровозик с
круглыми и треугольными окошками».

МАЙ
Диагностика. Выявить знания детей в области сенсорного развития
посредством дидактического материала на конец года. Игрушки и игры с
уголка сенсорного развития.

11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».