ДООП цветная логика

Важным средством
формирования мыслительной
деятельности малыша,
его интеллекта является игра.
С. Т. Шацкий, советский педагог
Пояснительная записка
Образовательная программа дополнительного образования детей «Цветная логика» является
программой социально-педагогической направленности.
Предлагаемая программа для детей среднего дошкольного возраста направлена на развитие
познавательных процессов детей посредством развивающих игр детей от 4 до 5 лет.
Средний дошкольный возраст – это период наиболее интенсивного развития всех
органов и систем организма ребенка, формирования разнообразных умений и поведения
малыша. У детей четырех лет быстро совершенствуется деятельность органов чувств,
зрительные и слуховые восприятия. Успешность умственного, физического, эстетического
воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того
насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Сенсорное развитие
является фундаментом для умственного развития ребенка. Человечество выработало основные
сенсорные эталоны, задача педагогов - передать этот опыт ребенку, научить его использовать
этот опыт в дальнейшем.
Данная программа предусматривает использование развивающих игр доступных для
детей младшего, среднего возраста: цветные палочки Кюизенера, логические блоки Дьенеша,
«Сложи узор» Никитина.
Эти развивающие игры позволяют детям овладеть предметными действиями,
способствуют развитию воображения, творческих способностей, способностей к
моделированию и конструированию, развивают наглядно-действенное мышление, формируя
переход к наглядно-образному и логическому мышлению, координацию движений, речь
ребенка. В речи дети начинают использовать более сложные грамматические структуры
предложений на основе сравнения, отрицания и группировки однородных предметов.
Развивающие
игры
способствуют
развитию
внимания,
памяти,
воспитывают
самостоятельность, инициативу, настойчивость в 5 достижении цели. Благодаря играм с
цветными палочками Кюизенера, с блоками Дьенеша, игре «Сложи узор» Б.П.Никитина, у детей
развиваются психические процессы, мыслительные операции.
Незаменимым материалом для сенсорного развития, для закрепления основных
сенсорных эталонов (форма, размер, цвет, толщина) являются блоки Дьенеша. Посредством
блоков Дьенеша возможно научить ребенка не только узнавать и называть какое-либо свойство
предмета, формировать представление об их многообразии и совокупности проявления каждого
из свойств (треугольник может быть большой и маленький, толстый и тонкий, желтый, красный
и синий), но и заложить умение сравнивать, анализировать. Игры – занятия с блоками Дьенеша
позволяют ребенку овладеть предметными действиями, способствуют развитию воображения,
способности к моделированию и конструированию, развивают наглядно-действенное
мышление, формируя переход к наглядно-образному и логическому мышлению, Игры с
блоками способствуют развитию координации движений, развитию речи. Дети начинают
использовать более сложные грамматические структуры предложений в речи на основе
сравнения, отрицания и группировки однородных предметов. Способствуют развитию
внимания, памяти, воспитывают самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении
цели.
С помощью занимательных игр с палочками Кюизинера дети знакомятся с числом,
величиной, геометрическими фигурами; упражняются в ориентировке во времени и
пространстве.
Игры способствуют формированию математического мышления; стимулируют развитию
творческого
воображения;
воспитывают
настойчивость,
волю,
усидчивость,
целеустремленность.

Новизна
В современном обществе целью развития дошкольников является всестороннее
гармоничное развитие личности. Игра – ведущий вид деятельности, в которой ребенок учится,
развивается и растет. Развивающие игры являются одним из средств умственного развития
ребенка. Они важны и интересны для детей, разнообразны по содержанию, очень динамичны и
включают излюбленные детьми манипуляции с игровым материалом, который способен
удовлетворить ребенка в моторной активности, движении.
Методика развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста
постоянно развивается, совершенствуется, обогащается за счет новых технологий обучения. Разработка
и внедрение в практику эффективных дидактических средств, развивающих методов позволяет
педагогам разнообразить занятия с детьми, познакомить со сложными, абстрактными математическими
понятиями в доступной малышам форме. Поэтому, целесообразно использовать на занятиях по
математике дидактические игры с использованием палочек Кюизенера, блоков Дьенеша.

Актуальность
«Игра - это прекрасный метод развивающего обучения» (Л. Выготский).
Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки
полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности
мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, потребность в общении.
Ребенку понятна необходимость приобретения новых знаний и действий, он сам стремится к
тому, чего еще не умеет.
Для развития познавательных способностей в дошкольном возрасте активно
используются развивающие игры: цветные палочки Кюизенера, блоки Дьенеша, кубики
«Сложи узор» Б.П.Никитина. Несмотря на обилие методических пособий по развитию
познавательных и творческих способностей детей младшего дошкольного возраста с помощью
развивающих игр, мало программ активно использующих альбомы игр и заданий, изданных для
данных игр.
Программа «Цветная логика» разработана для развития познавательных и творческих
способностей детей среднего дошкольного возраста посредством развивающих игр с
использованием альбомов игр и заданий.
Цель: развитие познавательных и творческих способностейдля детей дошкольного
возраста посредством развивающих игр,формирование предпосылок для дальнейшего
умственного развития.
Задачи:









Создать условия для обогащения чувственного опыта, необходимого для полноценного
восприятия окружающего мира, и накопления сенсорного опыта детей в ходе
предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом – блоками
Дьенеша.
Способствовать формированию умения ориентироваться в различных свойствах
предметов, способности группировать предметы (цвете, величине, размеру, форме,
количестве, положении в пространстве и пр.).
Развитие количественных представлений (образование чисел в пределах 5 на основе
измерения и цвета), способности различать количественный и порядковый счет,
устанавливать равенство и неравенство двух групп предметов.
Развитие умения различать и называть в процессе моделирования геометрические
фигуры: квадрат, прямоугольник, треугольник - с палочками Кюизинера.
Знакомство с пространственными отношениями (слева, справа, вверху, внизу, на, под,
рядом, сбоку).
Развитию сенсорных способностей, способности наглядного моделирования,
формированию обследовательских навыков.
Способствовать воспитанию первичных волевых черт характера в процессе овладения
целенаправленными действиями с предметами (умение не отвлекаться от поставленной
задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного
результата и т.д.), эмоционально-положительное отношение к сверстникам в игре.

Основные принципы программы:
 Принцип занимательности - используется с целью вовлечения детей в
целенаправленную деятельность, формирования у них желания выполнять
предъявленные требования и стремление к достижению конечного результата.
 Принцип новизны - позволяет опираться на непроизвольное внимание, вызывая
интерес к работе, за счѐт постановки последовательной системы задач, активизируя
познавательную сферу.
 Принцип динамичности - заключается в постановке целей по обучению и развития
ребѐнка, которые постоянно углубляются и расширяются, чтобы повысить интерес и
внимание детей к обучению.
 Принцип сотрудничества - позволяет создать в ходе продуктивной деятельности,
доброжелательное отношение друг к другу и взаимопомощь.
 Систематичности и последовательности – предполагает, что знания и умения
неразрывно связаны между собой и образуют целостную систему, то есть учебный
материал усваивается в результате постоянных упражнений и тренировок.
 Учет возрастных и индивидуальных особенностей – основывается на знании
анатомо-физиологических и психических, возрастных и индивидуальных
особенностей ребенка.
 Научности – заключается в формировании у детей системы научных знаний, в
анализе и синтезе предметов, выделениях в нем важных, существенных признаков
(цвет, форма, величина), в выявлении возможных межпредметных связей, в
использовании принятых научных терминов (например, квадрат, прямоугольник,
треугольник, круг и пр.).
Методы работы:
1. Наглядные;
2. Словесные;
3. Практические;
4. Игровые.
Формы и режим проведения занятий
Развитие сенсорных способностей посредством занятий с блоками Дьенеша реализуется
через организацию деятельности кружка «Цветная логика». В рамках кружковой деятельности
дети не ограничены в возможностях выражать в играх свои мысли, чувства, настроение.
Использование игровых методов и приемов, сюжетов, сказочных персонажей, схем вызывает
постоянный интерес к игре с фигурками. Деятельность кружка не носит форму «изучения и
обучения», а превращается в творческий процесс педагога и детей. Занятия целиком проходят в
форме игры. Игровые приемы обеспечивают динамичность процесса обучения, максимально
удовлетворяют потребности ребенка в самостоятельности – речевой и поведенческой
(движения, действия и т.п.) Основной упор сделан на применении дидактических игр и игровых
упражнений, которые могут проводиться в комплексе и самостоятельно, в зависимости от
уровня развития и подготовленности ребенка к восприятию.
В рабочей программе предусмотрено использование различных видов дидактических игр:







На восприятие формы;
На целенаправленное развитие восприятия цвета;
На восприятие качеств величины;
На количество предметов;
На развитие речи, мышления;
На развитие способности действия наглядного моделирования.
Организационно-методическое обеспечение программы.
Программа рассчитана на 8 месяцев по 2 занятия в неделю, длительностью 20 минут.
Численность детей в кружке – 20 человек делятся на 2 подгруппы, для более качественного
усвоения программы. Возраст детей 4-5 лет.

Результатом учебной программы:




Развитие умения выделять в геометрических фигурах одновременно три признака цвета, формы
и величины.
Развитие способности классифицировать геометрические фигуры по заданным признакам:
цвет, форма, величина.
Развитие способности действия наглядного моделирования, умения давать характеристику
геометрических фигур с помощью наглядных моделей.
Развитие способности конструировать по цветной схеме, умение планировать действия, как по
анализу схемы, так и по воспроизведению ее в конструкции.
Учебно-тематический план с детьми 4-5 лет
№
Разделы программы

Количествочасов
Теория Практика Всег
о
1
18
19

1

Знакомство с блоками Дьеныша

2

1

9

10

3

Выкладывание
простейших
изображений
«Маленькие логики»
Знакомство с символами «Знаки символы»

1

3

4

4

Знакомство с палочками Кюзинера

1

15

16

5

Знакомство с кубиками «Сложи узор»

1

6

7

Итого

5

51

56

Календарно – тематическое планирование
№ Тема занятия, цель
п/
п
1. «Цвет, классификация по одному признаку».
«Какой это цвет?»
Цель: знакомство с основными цветами: красный, синий, желтый.
2. «Что нам привѐз Мишутка?»
Цель: способствовать развитию умения выделять в геометрических фигурах признак
цвета, различать и называть основные цвета.
3. Игра на внимание «Чего не стало?» и «Что изменилось?»
Цель: закреплять умение различать и называть основные цвета.

месяц

Октяб
рь
1
неделя

2
неделя

4. Игра на внимание «Найди пару»
Цель: закреплять умение различать и называть основные цвета.
5. «Цвет и форма, классификация по одному признаку».
«Какой это формы?»
Цель: способствовать развитию умения различать фигуры, выделяя признак формы:
круг, квадрат, прямоугольник, треугольник.
6. «Что нам привѐз Зайчишка?»
Цель: способствовать развитию умения выделять в признак формы, различать и
называть основные геометрические фигуры.

3
неделя

7. Игра на развитие тактильных ощущений «Чудесный мешочек»
Цель: закреплять умение различать и называть геометрические фигуры по заданному
признаку формы, развивать тактильные ощущения.

4
неделя

8. Игра «Отгадай фигуру»
Цель: закреплять умение различать и называть геометрические фигуры по заданному
признаку формы, развивать тактильные ощущения.
9. Цель: способствовать развитию умения давать характеристику фигуры по условному
обозначению (схематическое изображение геометрических фигур).
10. Игра «Продолжи дорожку»
Цель: закреплять умение различать и называть геометрические фигуры, используя
схематическое изображение геометрических фигур, выполнять действия, согласно
определенному правилу.

Ноябр
ь
1
неделя

11. «Цвет и форма, классификация по одному признаку».
«Какого размера фигуры?»
Цель: способствовать развитию умения различать фигуры, выделяя признак величины.
12. «Угости матрешек печеньем»
Цель: способствовать развитию умения различать геометрические фигуры по
заданному признаку величины
13. Игра «Укрась елки игрушками»
Цель: способствовать развитию умения различать геометрические фигуры по
заданному признаку величины, выполнять постройки, согласно определенному
правилу.
14. «Цвет и форма, классификация по двум признакам».
«Какого цвета и формы?»
Цель: Развивать умение выделять одновременно два признака: цвет и форму.
Закреплять умение знать и называть основные цвета: красный, синий, желтый, формы.
15. «Что лежит в корзинке?»
Цель: способствовать развитию умения выделять одновременно два признака формы,
различать и называть основные геометрические фигуры и их цвет.
16. Игра «Продолжи дорожку»
Цель: закреплять умение различать и называть геометрические фигуры по двум
признакам: цвет и форма, выполнять действия, согласно определенному правилу.
17. Игра «Построй домик»
Цель: закреплять умение различать и называть геометрические фигуры по двум
признакам: цвет и форма, способствовать развитию конструктивных умений,
выполнять действия, согласно определенному правилу
18. «Цвет, форма и величина, классификация по трем признакам».
«Какого цвета, формы и величины?»
Цель: Развивать умение выделять одновременно три признака: цвет, форма, величина.
19. «Садовники»
Цель: способствовать развитию способности действия наглядного моделирования,
умения расшифровывать информацию о свойствах предметов по их знаковосимволическим обозначениям, умения выделять одновременно три признака
геометрических фигур, действовать, согласно заданному правилу,
20. «Мы - конструкторы»
Цель: способствовать развитию способности выполнять конструкции по заданной
схеме, умения планировать действия, анализировать схему.
21. «Угадай фигуру»
Цель: способствовать развитию способности действия наглядного моделирования,
умение расшифровывать информацию о свойствах предметов по их знаково-

2
неделя

3
неделя

4
неделя

Декабр
ь
1
неделя

2
неделя

символическим обозначениям
22. «Цвет, форма и величина, классификация по трем признакам,
отрицание (игра с двумя обручами)».
«Угадай фигуру»
Цель: способствовать развитию способности наглядного моделирования, умение
расшифровывать информацию о свойствах предметов по их знаково-символическим
обозначениям, предъявленной в явном виде и неявном виде (на основе отрицания)
23. «Бусы для мамы»
Цель: способствовать развитию способности наглядного моделирования, умение
расшифровывать информацию о свойствах предметов по их знаково-символическим
обозначениям, предъявленной в явном виде и неявном виде (на основе отрицания)
24. «Угости мишек печеньем»
Цель: способствовать развитию способности наглядного моделирования, умение
расшифровывать информацию о свойствах предметов по их знаково-символическим
обозначениям, предъявленной в явном виде и неявном виде (на основе отрицания)
25. «Мы - конструкторы»
Цель: способствовать развитию способности выполнять конструкции по заданной
схеме, умения планировать действия, анализировать схему.
«Цвет, форма и величина, классификация по трем признакам,
отрицание (игра с двумя обручами)».
«Угадай фигуру»
Цель: способствовать развитию способности наглядного моделирования, умение
расшифровывать информацию о свойствах предметов по их знаково-символическим
обозначениям, предъявленной в явном виде и неявном виде (на основе отрицания)

3
неделя

4
неделя

Январ
ь
1
неделя

26. «Посади цветы на клумбы»
Цель: способствовать развитию способности наглядного моделирования, умение
расшифровывать информацию о свойствах предметов по их знаково-символическим
обозначениям, предъявленной в явном виде и неявном виде (на основе отрицания)
27. 1. «Что лишнее?»
2. Цель: способствовать развитию способности классифицировать геометрические
фигуры по трем признакам.

2
неделя

28. «Мы - конструкторы»
Цель: способствовать развитию способности выполнять конструкции по заданной
схеме, умения планировать действия, анализировать схему.
29. «Продолжи ряд»
Программные задачи: Закреплять знания детей о геометрических фигурах, цвете,
величине, толщине. Развивать мышление.

3
неделя

30. «Хоровод»
Цель: способствовать развитию способности наглядного моделирования, умение
расшифровывать информацию о свойствах предметов по их знаково-символическим
обозначениям, предъявленной в явном виде и неявном виде (на основе отрицания)
31. «Магазин»
Цель: способствовать развитию способности наглядного моделирования, умение
расшифровывать информацию о свойствах предметов по их знаково-символическим
обозначениям, предъявленной в явном виде и неявном виде (на основе отрицания)

4
неделя

32. «Волшебное дерево»
Цель: способствовать развитию способности наглядного моделирования, умение
расшифровывать информацию о свойствах предметов по их знаково-символическим
обозначениям, предъявленной в явном виде и неявном виде (на основе отрицания)
33. «Загадки без слов». Цель: работа с карточками свойств. Игры «Опиши фигуру»,
«Загадки»
34. «Змейка».
Цель: Учить детей составлять группу из отдельных предметов. Закреплять понятия
«Один» и «Много». Учить сравнивать предметы по длине, обозначать словами
результат сравнения: длиннее, короче, равные по длине.

Февра
ль
1
неделя

35. «У кого больше».
Цель: закреплять названия геометрической фигуры «Треугольник». Учить составлять
фигуру из палочек, сравнивать фигуры по величине. Развивать воображение.
36. «Разноцветные вагончики».
2
Цель: Учить детей классифицировать предметы по цвету и длине. Учить работать по
неделя
алгоритму; сравнивать предметы по длине; определять, в каком поезде больше вагонов
без счета («столько – сколько», «поровну»).
37. «Столбики».
Цель: Учить детей классифицировать предметы по высоте, в сравнении называть,
какой «выше», «ниже», «одинаковые по высоте». Развивать мелкую моторику.
38. «Сушим полотенца».
Цель: Учить детей сравнивать предметы по длине; находить сходства между
предметами; классифицировать предметы по длине и высоте, обозначать результаты
сравнения словами (длиннее – короче, равные по длине).
39. «Числа 1 и 2».
Цель: Учить детей сравнивать предметы по длине и обозначать словами результат
сравнения. Познакомить с образованием числа 2, цифрами 1 и 2.
40. «Строительство домов».
Цель: Учить детей моделировать предмет из четырех палочек одной длины,
сравнивать предметы по высоте. Упражнять в счете; в различении количественного и
порядкового счета, умении отвечать на вопросы «Сколько?, Который по счету?»

3
неделя

4
неделя.

41. «Число 3».
Цель: Познакомить детей с образованием числа 3 и соответствующей цифрой; учить
называть по порядку числительные от 1 до 3; упражнять в ориентировке в
пространстве.
42. «Треугольники».
Цель: Учить детей составлять треугольники из палочек разной длины. Упражнять в
счете в пределах 3. Учить различать количественный и порядковый счет; отвечать на
вопросы: «Сколько?», «Который?». Учить ориентироваться в пространстве («слева»,
«справа», «перед», «за»)

Март
1
неделя

43. «Рамка для картины».
Цель: учить детей строить прямоугольник в соответствии с размерами придуманной
картины. Формировать знания о пространственных отношениях. Развивать творческую
фантазию.
44. «Разноцветные флажки».
2
Цель: Закреплять названия геометрических фигур. Упражнять в счете, умении
неделя
отвечать на вопросы: «Сколько?», «Который по счету?».

45. «Бусы».
Цель: Учить детей классифицировать предметы по длине; сравнивать группы
предметов по количеству входящих в них элементов; обозначать словами результат
сравнения (больше, меньше, столько – сколько)
46. «Число 4».
3
Цель: Познакомить детей с образованием числа 4 и цифрой 4; учить считать в
неделя
пределах четырех; закреплять умение различать количественный счет от порядкового.
47. «Число 5».
Познакомить детей с образованием числа 5; учить называть числительные по порядку,
закреплять умение различать количественный и порядковый счет, правильно отвечать
на вопросы: «Сколько?» «Который по счету?».
48. «Скворечник».
Цель: Закреплять знание чисел в пределах 5; умение сравнивать предметы по длине;
преобразовывать конструкцию предмета.

4
неделя

49. «Дачный поселок».
Цель: учить детей сравнивать предметы по высоте с помощью условной мерки;
закреплять умение ориентироваться в пространстве, используя слова: слева, справа.
Выше, ниже, далеко, близко.
50. «Ёлка»
Апрел
Цель: упражнять детей в определении длины предмета, используя прием наложения;
ь
закреплять умение пользоваться словами: длиннее – короче, самая короткая; развивать
1
представления об эталонах цвета.
неделя
51. «Новоселье».
Цель: закреплять умение сравнивать палочки по длине; соотносить величину предмета
с ограниченным пространством.
52. «Дорога к дому».
2
Цель: закреплять умение детей измерять с помощью условной мерки; ориентироваться неделя
в пространстве на ограниченной площади.
53. «Кукла Маша».
Цель: учить детей сравнивать предметы по длине, обозначать словами результат
сравнения (длиннее, короче, равные по длине); моделировать предмет по словесной
инструкции; ориентироваться в пространстве.
54. «Зайка».
3
Цель: закреплять умение сравнивать предметы по длине и высоте; обозначать словами неделя
сравнения.
55. «Кастрюльки».
Цель: учить детей воспроизводить сходство модели с реальным предметом.
Упражнять в счете в пределах 5, умении находить одинаковые по величине предметы.
56. «Дети нашего двора».
Цель: учить детей сравнивать предметы по высоте путем приложения, определять
словом результат сравнения (выше, ниже, одинаковые по высоте). Развивать
творческое воображение.
Диагностика.

Обучение дошкольников основам математики с помощью цветных палочек Кюизенера.
Блоки
I Блок.
II Блок.
III Блок.
IV Блок.
V Блок.
VI Блок.
VII Блок.
VIII
Блок.

Цель:
Игры подготовительного этапа.
«Что какого цвета?»
Изучаем понятия «высокий- низкий», «широкий- узкий», «длинный- короткий».
Развитие у детей количественных представлений.
«Считаем ступеньки» (состав числа).
Измерение с помощью палочек Кюизенера.
Математические действия с помощью палочек Кюизенера.
Решение логических задач с помощью палочек Кюизенера

Обучение дошкольников основам математики с помощью логических блоков Дъенеша
Игры
Дидактическая игра «Сколько?"
Дидактическая игра " ХУДОЖНИКИ "
Дидактическая игра «МАГАЗИН»
Дидактическая игра «Что изменилось?»
Дидактическая игра «Хоровод»
Дидактическая игра «Второй ряд»
Дидактическая игра «Найди клад»
Дидактическая игра « Игра с одним
обручем»
Дидактическая игра «Игра с двумя
обручами»
Дидактическая игра «Заселим в домики»
Дидактическая игра « На свою веточку»
Дидактическая игра «Цепочка»
Дидактическая игра «Помоги сказочному
герою»
Дидактическая игра «Этажи»

Цель
развивать умение задавать вопросы и развивать
умение выделять свойства.
развитие умения анализировать форму предметов,
умения сравнивать по их свойствам
развитие художественных способностей (выбор
цвета, фона, расположения (композиции)
Развитие умения выявлять и абстрагировать
свойства;развитие умения рассуждать,
аргументировать свой выбор.
Совершенствовать знания детей о геометрических
фигурах, их цвете, величине, толщине. Развивать
мышление.
Классификация блоков по двум – трем признакам:
цвету, форме; цвету – форме – размеру.
Развитие умения анализировать, выделять свойства
фигур, находить фигуру, отличную по одному
признаку.
Совершенствовать знания детей о геометрических
фигурах, их цвете, величине, толщине. Развивать
мышление.
Развивать умение разбивать множество по одному
свойству на два подмножества, производить
логическую операцию «не».
Развитие умения разбивать множество по двум
совместимым свойствам, производить логические
операции «не», «и», «или».
Развивать умение анализировать, выделять
свойства фигур, классифицировать.
Развивать умение анализировать, выделять
свойства фигур, классифицировать фигуры по
нескольким признакам.
Развитие умения анализировать, выделять свойства
фигур, находить фигуру по заданному признаку.
Упражнять детей в группировке геометрических
фигур.
Развивать наблюдательность, внимание и память
Развивать умение классифицировать и обобщать

Игра - Сказка «В царстве блоков»

Дидактическаяигра
«Космическийкорабль»
Игра «Украсимелкубусами»
Подвижнаяигра «Кошки-мышки»
Дидактическаяигра «Найдименя»
Дидактическаяигра «Улитка»
Дидактическая игра «Домино»

геометрические фигуры по признакам. Упражнять
в счете. Развивать ориентировку в пространстве,
внимание, логическое мышление.
Знакомить с блоками, их свойствами, развивать
внимание, умение выявлять, абстрагировать
свойства (размер, форма, толщина), воображение,
творческое мышление.
Формирование операции классификации и
обобщении блоков по одному-четырѐм признакам,
развитие логического мышления, внимания.
Развитие умения выявлять и абстрагировать
свойства. Умение «читать схему». Закрепление
навыков порядкового счета.
Развивать умение «читать» карточки с символами
свойств, выявлять необходимые свойства,
стимулировать двигательную активность детей.
Развитие умение читать кодовое обозначение
геометрических фигур и находить
соответствующий код.
Упражнять детей в классификации блоков по двум
признакам; цвету и форме.
Развивать умение выделять свойства
геометрических фигур.

Обучение дошкольников основам математики с помощью логических кубиков
«Сложи узор»Б.П.Никитина
Уровни:

Цель:

1 уровень

Складывание узора из кубиков по образцу.

2 уровень

Складывание узора из кубиков
последующим срисовыванием.

3 уровень

Выкладыванию изображений
рисункам-схемам.
Придумывание своего узора
зарисовывание его на листе

по

по
из

образцу

уменьшенным
кубиков

Результатом учебной программы:




с

Развитие умения выделять в геометрических фигурах одновременно три признака цвета,
формы и величины.
Развитие способности классифицировать геометрические фигуры по заданным признакам:
цвет, форма, величина.
Развитие способности действия наглядного моделирования, умения давать характеристику
геометрических фигур с помощью наглядных моделей.
Развитие способности конструировать по цветной схеме, умение планировать действия, как
по анализу схемы, так и по воспроизведению ее в конструкции.
Ожидаемый результат.
Методики Дьенеша и Кюизенера помогут добиться поставленных целей. Научат детей
решать логические задачи; разовьют мыслительные умения, познавательные процессы
восприятия памяти, внимания, воображения; помогут освоить способы измерения с помощью
условной мерки; научат выявлять и абстрагировать в предметах одно свойство (цвет, форму,

и

размер, толщину), сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по каждому из этих
свойств. Затем овладеть умениями анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать
предметы сразу по двум свойствам (цвету и форме, форме и размеру, размеру и толщине и т.
д.), несколько позже — по трем (цвету, форме и размеру; форме, размеру и толщине; цвету,
размеру и толщине) и по четырем свойствам (цвету, форме, размеру и толщине).
Мониторинг
Цель: выявление знаний и умений детей для усиления работы по данным пунктам в
течении учебного года, для отслеживания динамики развития математических способностей.
Ф.И.
ребе
нка

Проявля
ет
интерес
к
деятельн
ости

Прини
мает
игрову
ю
задачу

Выдел
яет
цвет,
форму
,
велич
ину

Различ
ает
предме
ты по
количе
ству
(один
много)

Работ
ает по
схеме,
карти
нке

Строит
разнообра
зные
постройк
и

Исполь
зует
речь в
процесс
е игры

Умеет
эмоционал
ьно положител
ьно
относиться
к
взаимодейс
твию со
сверстника
ми в
коллектив
ной игре.

1.
2.
3.
4.
5.
УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ: высокий, средний, низкий.
Критерии оценки уровня усвоения программного материала
ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ: Ребенок активно взаимодействует со взрослым, самостоятельно
выделяет и называет цвет, форму, размер палочек, группирует и соотносит их по выделенным
свойствам. Определяет количественные отношения. Ребенок проявляет активный интерес к
играм с палочками Кюизенера. Правильно отвечает на поставленные вопросы. Умеет
пользоваться речью как средством коммуникативного общения, инициативен, активен. С
удовольствием слушает художественную литературу, рассматривает иллюстрации. Ребенок
свободно ориентируется в предметном окружении. Проявляет заботливое отношения к близким
людям, животным, растениям. Проявляет интерес к деятельности. Принимает игровую задачу
Выделяет цвет, форму, величину Различает предметы по количеству (одинмного) Работает по
схеме, картинке Строит разнообразные постройки. Использует речь в процессе игры Умеет
эмоционально - положительно относиться к взаимодействию со сверстниками в коллективной
игре.
СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ: Ребенок повторяет за взрослым названия формы, размера предметов, не
совсем точно называет цвета палочек. Объединяет их одинакового цвета, размера, формы;
показывает большие и маленькие, длинные и короткие. Активный словарь ребѐнка менее 1000
слов. Ребѐнок отвечает на поставленные вопросы с небольшой помощью педагога. По
необходимости пользуется речью как средством общения. Ребенок с незначительной помощью
взрослого свободно ориентируется в предметном окружении.

НИЗКИЙ УРОВЕНЬ: Ребенок не проявляет явного интереса к играм с палочками. Ребенок
воспринимает различия палочек по цвету, количеству, размерные отношения лишь в
совместной со взрослым игре. Ребѐнок понимает обращенную к нему речь, но его речь
невнятна, однообразна, бедна по содержанию. Ребѐнок с трудом отвечает на поставленные
вопросы, чаще всего прибегает к помощи педагога, к жестам. Редко пользуется речью как
средством общения. Ребенок с незначительной помощью взрослого свободно ориентируется в
предметном окружении.

Список литературы:
 Под ред. Б. Б. Финкельнтейн. С-Пб, ООО «Корвет», 2001 г. «Давайте вместе поиграем».
 В. П. Новикова, Л. И. Тихонова "Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера.
Раздаточный материал" от 3 до 7 лет, 2008 г.
 Л. Г. Петерсон, Е. Е. Кочемасова «Игралочка». Практ. курс матем-ки для дошкольников, 2001 г.
 А. А. Столяр и др. , Давайте поиграем. М.: Просвещение, 1991 г.
 З. А. Михайлова «Игровые занимательные задачи», 1990 г. o Т. А. Фалькович «ФМП», 2005.
 Учебно-игровое пособие «Логические блоки Дьенеша», ООО «Корвет», 2009. O
 А. А. Столяр и др., Давайте поиграем. М.: Просвещение, 1991 г.
 Интернет-ресурсы


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».