Содержание
1 Комплекс основных характеристик образования. Пояснительная записка
1.1 Направленность
1.2 Актуальность
1.3 Педагогическая целесообразность
1.4 Отличительные особенности
1.5 Адресат программы
1.6 Уровень программы, объем и сроки реализации
1.7 Формы обучения
1.8 Режим занятий
1.9 Особенности организации образовательного процесса
1.10 Цель программы
1.11 Задачи программы
1.12 Учебный план
1.13 Содержание программы
1.14 Планируемые результаты
2 Комплекс организационно-педагогических условий, включающий формы
аттестации
2.1 Календарный учебный график программы
2.2 Условия реализации программы
2.3 Формы аттестации
2.4 Оценочные материалы
2.5 Методические материалы
Список литературы
1 Комплекс основных характеристик образования. Пояснительная записка
Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека,
его ценностей ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим
людям. Основным содержанием экологического воспитания является формирования у ребенка осознано–правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.
Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Они постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, падающие хлопья снега, ручейки и лужицы. Бесконечно разнообразный и красочный мир природы пробуждает у детей естественный интерес, любознательность, затрагивает их чувства,
возбуждает фантазию и влияет на формирование их ценностных ориентиров. Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда,
обижать животных.
Полученные в детстве впечатления от родной природы, очень яркие, запоминающиеся на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе.
1.1 Направленность
Программа «Маленький эколог» имеет естественнонаучную направленность. Она предназначена для детей второй младшей группы детского сада и
направлена на формирование у детей основ экологической грамотности.
- Познавательно-развлекательное направление ставит целью знакомство
детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме.
- Практическое направление – изучение растительного и животного мира,
связанное с практическими делами (подкормка птиц, посадка цветников и
др.).
- Исследовательское направление осуществляется в рамках продуктивной деятельности (экскурсий, наблюдений, опытов)
1.2 Актуальность программы заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно важная проблема настоящего времени:
только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущих
людей могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно
находится сейчас.
1.3 Педагогическая целесообразность
Принципы и подходы к формированию Программы:
1. Индивидуальный подход – ключевым фактором образовательного процесса является ориентация на потребности каждого ребѐнка с учѐтом его индивидуальных этнокультурных особенностей, семейно-социальных возможностей и условий для полноценного развития.
2. Научность – обоснованность и достоверность содержания теоретической части экологического образования, формирование практических навыков
адаптации и прогнозирования своих действий во время отдыха или труда в природных условиях на основе представления о закономерностях, существующих в
природе.
3. Доступность – содержание программы, перечень тем и формы работы проектируются в соответствии с возрастными, психологическими, социальными и интеллектуальными особенностями детей, с учѐтом уровня их развития, а также индивидуальных познавательных способностей. Предпочтительны
соответствующие возрасту формы организации занятий: наблюдение, обсуждение, эксперимент, игра.
4. Наглядность – чувственное познание нового материала с привлечением наглядного пособия способствует повышению концентрации внимания и
мобилизации психического потенциала детей, пробуждает активный интерес,
снимает умственное напряжение, таким образом, помогает добиться большей
эффективности образовательного процесса в целом.
5. Конкретность – объем знаний увеличивается и эти знания должны
быть конкретными. Если ребенок знакомится с муравьем, то все знания
необходимо давать только о нем. Ни в коем случае нельзя давать неверные ответы
на вопросы ребенка, дети быстро привыкают называть растения цветами,
мелких насекомых «букашками», все водные растения водорослями.
6. Систематичность и последовательность – необходимо придерживаться принципа поступательного перехода от простых объектов познания к
более сложным, опираясь на освоенный ранее материал. Ребѐнок знакомится с
новыми знаниями, обращаясь к известной ему информации.
7. Согласованность – продуктивное сотрудничество между детьми, воспитателями и родителями.
8. Комбинаторность – продуманное сочетание различных видов образовательной деятельности.
9. Целостность – установление взаимосвязи разных сфер знаний, что
помогает сформировать у ребѐнка понимание единства мира.
10. Регионализм – необходимо учитывать региональный компонент (природу родного края, народные традиции, краеведение).
11. Гуманность – данный принцип связан, прежде всего, с понятием экологической культуры. С позиции воспитания его применение означает формирование человека с новыми ценностями, владеющего основами культуры потребления,
заботящегося о своем здоровье и желающего вести здоровый образ жизни.
12. Интеграция - рассмотрение экологического образования с точки
зрения всестороннего развития личности ребѐнка.
13. Учёт этнокультурной и социальной ситуации развития детей – проявляется в отборе для изучения объектов живой и неживой природы, прежде
всего своего края.
1.4 Отличительные особенности
Отличительная особенность данной дополнительной образовательной программы состоит в том, что она охватывает разные аспекты экологического образования дошкольников. Кружковой работой предусмотрено не только экологическое просвещение детей дошкольного возраста, но и мотивация развития умений
у детей оказывать посильную помощь нашей природе.
В ходе реализации программы воспитанники овладевают определенным
набором знаний, умений и навыков. Которые помогают им узнать проблемы экологии нашего региона и страны в целом, познакомиться с разнообразием животного и растительного мира планеты, причинам нарушений экологического равновесия.
В практической части программы дети знакомятся с теми видами деятельности человека, которые не приносят вреда природе, а также вносят свой посильный вклад в сохранение природы.
При проведении занятий по программе используется игровой методологический подход, при котором игра понимается не как средство коммуникации, а
как одна из наиболее эффективных форм передачи и усвоения информации. Каждое занятие является комплексным – на нем используется несколько различных
видов учебно-воспитательной деятельности, что делает занятия привлекательными для детей.
1.5 Адресат программы: воспитанники второй младшей группы (3-4 года)
Возрастные особенности младшего дошкольного возраста
В развитии познавательной сферы расширяются и качественно изменяются способы и средства ориентировки ребенка в окружающей обстановке.
Формируются качественно новые свойства сенсорных процессов: ощущение и
восприятие. Рассматривая новые предметы (растения, камни и т.п.) ребенок
не ограничивается простым зрительным ознакомлением, а переходит к осязательному, слуховому и обонятельному восприятию. Важную роль начинают играть образы памяти. Память и внимание ребенка носит непроизвольный, пассивный характер. Рассматривая объекты, ребенок выделяет один, наиболее яркий
признак предмета и ориентируясь на него, оценивает предмет в целом. Его
интересуют результаты действия, а сам процесс достижения еще не умеет прослеживать.
Количество обучающихся в группе – 15 человек, без особых требований,
нет условий приема обучающихся.
1.6 Уровень программы, объем и сроки реализации
Программа рассчитана на 1 год обучения.
Общее количество в месяц – 4 раза
Общее количество в год – 36 (сентябрь – май)
Продолжительность – 15 минут
1.7 Формы обучения: очная
1.8 Режим занятий
Режим работы: 1 раз в неделю
Время проведения: четверг 15.50 – 16.05
1.9 Особенности организации образовательного процесса
Состав группы – постоянный
Занятия – групповые, интегрированные
В теоретической части занятий объяснение проводится в виде беседы, рассказа педагога, обмена мнениями, опирающейся на жизненный опыт ребенка. На
занятиях используется чтение художественной литературы, физкультминутки.
Практическая часть занятий предусматривает выполнение аппликаций, рисунков,
творческих заданий, дидактические игры, постановка опытов, организация
наблюдений, экскурсий, целевых прогулок.
1.10 Цель программы
Формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу.
1.11 Задачи программы
- Формировать у детей способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей.
- Развивать познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать
природный мир.
- Воспитывать нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании природе,
и эстетические чувства, связанные с красотой природного мира.
- Воспитывать основы гуманно-ценностного отношения детей к природе через
понимание ценности природы, ориентацию на оказание помощи живым существам, сохранение природных объектов ближайшего окружения, проявление ответственности за свои поступки.
- Использовать интегрированный подход в экологическом воспитании дошкольников через различные виды деятельности.
- Повысить педагогическую компетентность родителей по вопросам экологического воспитания.
1.12 Учебный план
Наименование разделов
Количество занятий
1 раздел «Неживая природа»
13
2 раздел «Живая природа»
23
ВСЕГО
36
1.13 Содержание программы
Гармоничное развитие личности ребенка в целом и экологическое воспитание дошкольника в частности опирается на систему знаний. Эта система
включает в себя элементарные знания (живая природа – растения, животные,
человек и неживая природа), об экологическом пространстве, здоровье, жизни, движении – основных началах природоведения. Особое значение в этой системе занимают знания о человеке, как части природы, как самого разумного
существа, от которого в значительной степени зависит ее сохранение.
В процессе образовательной деятельности по экологическому воспитанию
одновременно решаются задачи других образовательных областей, например, образовательной области «речевое развитие». Знакомство детей с миром
природы осуществляется в ходе наблюдений, рассматривания иллюстраций,
просмотра видеофильмов. Все эти формы работы способствуют интенсивномурасширению словарного запаса детей, развитию связной речи. Рассматривая
картинки с изображением животных, растений, дети учатся понимать вопросы и
отвечать на них, упражняются в построении предложений и правильном использовании грамматических форм.
В процессе работы по программе одновременно решаются задачи образовательной области «социально-коммуникативное развитие»:воспитание моральных
и нравственных качеств; знакомство с правилами поведения на природе, привлечение детей к посильному труду и природе и т. п.
Программа успешно интегрируется с образовательной областью «художественно-эстетическое развитие». Наблюдение объектов природы побуждают детей к художественно-творческой деятельности: рисованию, лепке, аппликации.
Эмоциональному восприятию мира природы способствуют музыкальные произведения.
Программа имеет непосредственную связь с образовательной областью
«физическое развитие»: обогащѐнная природная среда в помещении и на участке
детского сада способствует укреплению здоровья детей.
1.14 Планируемые результаты
Результатами освоения программы являются целевые ориентиры дошкольного образования, которые представляют собой социально - нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка.
- Сформированность общих представлений о своем городе, округе, о своеобразии природы региона.
- Приобретение общих представлений об основных группах животных и растений округа, среды обитания.
- Развитие осознанного отношения к своему здоровью, навыков здорового и
безопасного образа жизни.
2 Комплекс организационно-педагогических условий, включающий
формы аттестации
2.1 Календарный учебный график программы
Продолжительность учебного года
Продолжительность
процесса
Режим работы
18.09.2022 г. – 31.05.2023 г.
образовательного 36 недель
1 раз в неделю во второй половине дня (вторник)
Каникулы
01.01.2023 г. – 09.01.2023 г.
Педагогическая диагностика
01.09.2022 г. – 15.09.2022 г.
17.05.2023 г. – 31.05.2023 г.
Количество занятий
В неделю
В месяц
1
В год
4
36
2.2 Условия реализации программы
Для эффективной реализации программы дополнительного образования в
детском саду созданы благоприятные условия соответствующие основным санитарно-гигиеническим требованиям.
Модель экологической предметно-развивающей среды группы включает в
себя:
1. Уголок природы
- календарь природы, модель календаря природы;
- уголок цветов (эстетически оформлен; растения подобраны и расположены в соответствии с их особенностям, паспорта растений);
- природный материал (шишки, камни, желуди, куски коры и древесины);
- макеты «Лес», «Пустыня»;
- муляжи овощей, фруктов;
- коллекции ракушек, камней, шишек;
- поделки из природного материала;
- игрушки (песочные наборы, резиновые игрушки, кораблики…).
2. Мини-огород
- контейнеры для выращивания рассады цветочных, овощных культур;
- семена цветов, овощных и злаковых культур;
- инструмент для полива, рыхления, ухода за растениями.
3. Уголок экспериментирования
- природные материалы: листья, песок, глина, земля, семена;
- бросовый материал ( пластмасса, пенопласт; кусочки ткани, кожи, меха;
опилки, стружка, гайки, винтики, проволока);
- сыпучие продукты (мука, крупа, зерно, соль, сода);
- свечи, фонарики.
4. Библиотека «Юный эколог».
5. Глобус, карты.
6. Картотека: экологического содержания игры, эксперименты, стихи, загадки, сказки и т.д.
7. Наглядный и демонстрационный материал.
8. Информационное обеспечение
- компьютер;
- мультимедийный проектор;
- телевизор;
- учебная доска;
- аудиозаписи, видеозаписи.
2.3 Формы аттестации
- тесты-задания;
- диагностика;
- открытое занятие;
- выставки;
- изготовление брошюр, буклетов;
- конкурс на лучшее сочинение экологических сказок;
- проведение акций.
2.4 Оценочные материалы
Оценивание качества образовательной деятельности представляет собой
важную составную часть данной образовательной деятельности, направленную на
ее усовершенствование.
Концептуальные основания оценки качества образовательной деятельности
МКДОУ определяются требованиями Федерального закона «Об образовании в
Российской Федерации», ФГОС ДО.
Для отслеживания динамики достижений детей два раза в год проводится
диагностика: первичная диагностика с целью выявления стартовых условий, проблем развития и достижений детей проводится в сентябре, итоговая диагностика с
целью оценки степени решения поставленных задач проводится в мае. Знания детей прослеживаются в форме итоговых занятий предусматривающих ответы на
вопросы и выполнение практических заданий.
Условные обозначения:
Высокий уровень – критерии проявляются в полной степени (3 балла)
Средний уровень – критерии просматриваются, но имеют фрагментальный
характер (2 балла)
Низкий уровень – критерии отсутствуют, либо выражены слабо (1 балл)
Рекомендации по описанию инструментария педагогической диагностики.
Инструментарий педагогической диагностики представляет собой описание
тех проблемных ситуаций, вопросов, поручений, ситуаций наблюдения, которые
вы используете для определения уровня сформированности у ребенка того или
иного параметра оценки. Следует отметить, что часто в период проведения педагогической диагностики данные ситуации, вопросы и поручения могут повторяться, с тем, чтобы уточнить качество оцениваемого параметра. Эго возможно, когда
ребенок длительно отсутствовал в группе. Важно отметить, что каждый параметр
педагогической оценки может быть диагностирован несколькими методами, с
тем, чтобы достичь определенной точности. Также одна проблемная ситуация
может быть направлена на оценку нескольких параметров, в том числе из разных
образовательных областей.
Основные диагностические методы педагога образовательной организации:
наблюдение;
проблемная (диагностическая) ситуация;
беседа.
Формы проведения педагогической диагностики:
индивидуальная;
подгрупповая;
групповая.
Материалы для инструментария подбираются в соответствии с возрастными
психологическими особенностями детей.
Примеры описания инструментария:
1. Отношение и представления о Родине.
Задание №1. Ориентируется в помещениях детского сада, называет свой город.
Методы: беседа.
Форма проведения: индивидуальная.
Задание: «Скажи, пожалуйста, как называется город, в котором ты живешь?»
2. Отношение к своему здоровью.
Задание №1. Знает о значении солнца, воздуха, воды для человека.
Методы: беседа.
Форма проведения: индивидуальная.
Задание№1: «Скажи, пожалуйста, какое значение имеют солнце, воздух, вода для человека?»
Знает о принципах здорового образа жизни (двигательная активность, закаливание, здоровое питание, правильная осанка) и старается их соблюдать.
Методы: проблемная ситуация, наблюдение в быту и организованной деятельности.
Материал: игрушка, мнемо-таблица или схемы-подсказки.
Форма проведения: индивидуальная.
Задание: «Помоги (игрушке) научиться быть здоровым. Расскажи, как это –
быть здоровым».
4.Представления о природе.
Задание №1.
Цель. Выявить характер представлений ребѐнка о признаках живого; выяснить, имеет ли ребѐнок представления о потребностях живых организмов, условиях для жизни.
Материал. 7 – 8 картинок с изображением объектов живой и неживой природы; предметов, созданных человеком: растение, животные (птица, рыба, насекомое, зверь), солнце, автомобиль, самолѐт.
Методика. Индивидуальная беседа с ребѐнком. Ребѐнку предлагается из
набора картинок выбрать объекты живой природы. После этого задаются вопросы:
- Как ты догадался, что всѐ это живое?
- Почему ты считаешь, что (называется объект) живой?
- Что нужно (называется объект) для хорошей жизни? Без чего он не может
прожить?
Задание №2.
Цель. Выяснить, имеет ли ребѐнок представление о разнообразии растений,
местах их произрастания.
Материал. Дидактическая игра «Что, где растѐт?»
Методика. С ребѐнком проводится игра «Что, где растѐт?»
Задание №3.
Цель. Выяснить, знает ли ребѐнок части растений и их функции.
Материал. Рабочий лист с диагностическим заданием 1.
Методика. Ребѐнку предлагается выполнить задание и объяснить свой выбор.
Задание №4.
Цель. Выяснить, имеет ли ребѐнок представления о стадиях роста растений.
Материал. Рабочий лист с диагностическим заданием 2.
Методика. Ребѐнку предлагается выполнить задание и дать объяснение.
Задание №5.
Цель. Выявить представление ребѐнка о многообразии животных и местах
их обитания.
Материал. Большие дидактические картины: лес, луг, водоѐм, деревенский
дворик; картинки с изображениями животных: 3 – 4 птицы, рыбы, насекомые
(жук, стрекоза, бабочка, муха), лягушка, 3 – 4 вида домашних и диких животных.
Методика. Ребѐнку предлагается назвать животных, поместить на картины в
зависимости от мест их обитания и обосновать свой выбор.
Задание №6.
Цель. Выявить представления ребѐнка о назначении основных частей тела
животных.
Материал. Рабочий лист с диагностическим заданием 3.
Методика. Ребѐнку предлагается выполнить задание и объяснить свой выбор.
Задание №7.
Цель. Выяснить имеет ли ребѐнок представление о сезонных изменениях в
жизни растений, животных, человека.
Материал. Сюжетные картинки с изображениями времѐн года и видов труда
людей в разные сезоны года.
Методика. Проводится индивидуальная беседа с ребѐнком по сюжетным
картинкам:
- Какое это время года?
- Почему деревья так выглядят?
- Как изменяется жизнь животных (называется время года)?
Задание №8.
Цель. Изучить особенности понимания ребѐнком ценности природных объектов.
Методика. Индивидуальная беседа с ребѐнком:
- Любишь ли ты животных и растения?
- С какими живыми существами тебе нравится встречаться? Почему?
- Зачем нужны животные и растения?
- Могут ли люди прожить без животных и растений? Почему?
- Могут ли люди прожить без других людей? Почему?
Задание №9.
Цель. Выявить представления ребѐнка о нормах отношения к живому.
Материал. Картинки с изображениями примеров правильного и неправильного поведения детей в природе.
Методика. Индивидуальная беседа с ребѐнком:
- Как поступил мальчик (девочка)? Почему?
- Как бы ты поступил на его месте?
- Какие добрые дела ты делал для растений, животных, людей?
4.Отношение к природе.
Задание №1.
Цель. Выявить характер отношения ребенка к природе.
Методика. Наблюдение за отношением детей к живым объектам в группе,
на участке, во время прогулок и экскурсий.
Задание №2.
Цель. Изучить особенности отношения ребѐнка к животным и растениям в
специально созданных условиях.
Методика. Проводится наблюдение за отношением ребѐнка к обитателям
живого уголка. Создаются специальные условия, в которых ребѐнок должен будет
осуществить выбор деятельности – либо с природными объектами, либо другой
деятельности. Одновременно в кабинете находятся некоторые из живых существ,
которые нуждаются в помощи (животные - в кормлении; растения - в поливе), для
чего приготовлены необходимые средства, и материалы для занятия другими видами деятельности (рисованием, игрой и др.). В кабинет приглашаются двое детей, и каждому из них предлагается заняться тем, чем он хочет. Если ребѐнок сам
не догадывается о необходимости помощи живому, можно привлечь его внимание
с помощью наводящих вопросов:
-Как ты думаешь, как себя чувствует живой объект?
-Как ты это узнал?
-Хотел бы ты ему помочь?
-Почему ты хочешь ему помочь?
5.Умение осуществлять деятельность с природными объектами (труд в природе).
Цель. Выявить умение ребѐнка осуществлять уход за растениями.
Методика. У ребѐнка спрашивают, хотел бы он поухаживать за комнатными
растениями или нет, и предлагают ему объяснить, почему необходимо ухаживать
за растением. После получения согласия ребѐнку предлагается:
-выбрать комнатное растение, нуждающееся в уходе, объяснив свой выбор;
-рассказать о последовательности ухода за растением;
-непосредственно осуществить уход.
2.5 Методические материалы
Методы реализации образовательной деятельности
Для повышения уровня экологической воспитанности детей, развитию экологической направленности их личности используются следующие методы экологического воспитания:
-метод создания и поддержания необходимых условий жизни для живых
существ. Он направлен на формирование у детей практических навыков и умений;
-метод наблюдения помогает сформировать представление о животных и
растениях как о живых организмах, показать взаимосвязи, существующие в природе;
-метод отраженной природы занимает значительное место в системе экологического воспитания. Работа с календарями природы, знакомство с изопродукцией, восприятие произведений искусства, создающихся профессионалами, предметов народного промысла, в которых отражены мотивы природы, - позволяют
уточнить, закрепить и расширить представления детей, полученные при непосредственном контакте с природой;
-словесно-литературный метод выделяется в самостоятельный из «метода
отраженной природы» в силу большой специфики речевой деятельности. Слово в
той или иной форме и степени сопровождает любую деятельность.
Формы и технологии реализации образовательной деятельности
С целью активизации образовательного процесса, повышения уровня заинтересованности детей, более успешного освоения программного материала предусматриваются такие формы организации образовательной работы, как:
• экологические поисково-познавательные занятия
• интегрированные занятия
• наблюдения в природе, экологические экскурсии
• викторины, конкурсы
• игры
• проектная деятельность
• продуктивная и творческая деятельность
• экспериментально - исследовательская деятельность
• экологическая лаборатория
• экологические сказки
• познавательное чтение
• демонстрация учебных фильмов
• прослушивание музыкальных аудио записей
• экологические акции
• прохождение специально разработанного маршрута – экологической
тропы
Формирование системы экологических знаний следует проводить в неразрывной связи с воспитанием эмоционально-положительного отношения к природе, которое должно проявляться в активной деятельности, в поступках детей. Детям необходимо овладеть умениями по уходу за растениями и животными. Все
трудовые операции должны быть осознанными, у ребенка должно возникать
«свое» желание выполнять эти трудовые операции. Специфическими чертами методики экологического воспитания дошкольников являются: непосредственный
контакт ребенка с объектами природы, «живое» общение с природой, животными, наблюдение и практическая деятельность по уходу за ними, осмысление увиденного в процессе обсуждения. Опосредованное познание природы (через книги,
слайды, сказки, картины, беседы и т. д.) имеет второстепенное значение: его зада-
ча — расширить и дополнить те впечатления, которые ребенок получает от непосредственного контакта с объектами природы.
В связи с этим не менее половины учебного времени отводится на контакты
детей с окружающей природной средой, практическую деятельность, опытническую и творческую работу.
При реализации образовательной программы в основном используются следующие виды педагогических технологий:
1.
Репродуктивная
технология
(или
технология
объяснительно-
иллюстративного обучения).
Занятие - основная форма образовательного процесса в детском саду. Педагог самостоятельно отрабатывает удобные модели занятия, основанные на интеграции видов детской деятельности и современных технологиях.
Построение каждого занятия осуществляется в определенной системе, которая зависит от цели и типа занятий (первично-ознакомительные, углубленнопознавательные, по обобщению и систематизации знаний и умений, формированию практических умений). В целом в экологическом обучении наиболее эффективным представляется интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь
исследовательской деятельности, музыки, изобразительной деятельности, физической культуры, игры, театральной деятельности, литературы, моделирования, т. е.
экологизацию различных видов деятельности ребенка.
2. Игровая технология. Специально организованная и педагогически управляемая игра может считаться педагогической технологией, так как обладает «четко поставленной целью обучения и соответствующими ей педагогическими результатами, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью».
В программе дополнительного образования используются дидактические
игры, которые способствуют усвоению биологических и экологических знаний,
запоминанию фактического материала. Это особенно целесообразно при реализации исследовательских проектов.
3. Технология проектно-исследовательской деятельности. Эта технология в
наибольшей степени отвечает методологии научного познания природы и позволяет детям приобрести опыт реального, пусть небольшого исследования.
Организация проектно-исследовательской деятельности в учреждении рассматривается как эффективный способ развивающего обучения, как мощная инновационная технология. Исследовательская деятельность способствует развитию
у детей таких качеств личности, как целеустремленность, трудолюбие, коммуникабельность, самостоятельность, пытливость и значительно расширяет кругозор и
обогащает жизненный опыт.
Список литературы
ошкольников / С.Н. Николаева – М.: Мозаика-Синтез, 2002.
ошкольного воспитания / Автор составитель Николаева С.Н. - М.: ООО «Фирма
«Издательство АСТ» - 1998.
по экологическому воспитанию дошкольников» Книжный дом Казань-1994
ртемова Л. Н.
1995 Николаева С. Н.
«Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста», Москва
1991 Богусловская З. М., Смирнова Е. О.
Приложение
Календарно-тематическое планирование
№
Тема
Задачи
Форма работы
п/п
Сентябрь
1
2
3
1
Наша клумба
Познакомить детей с цветами,
растущими на клумбе, ознакомить с составом цветка (показать, что у цветов есть корень,
стебель, листья, цветы). Рассказать, для чего нужен корень и
стебель цветка. Уточнить представления детей о садовых работах осенью. Воспитывать чувство прекрасного.
Неживая приро- Познакомить детей с объектами
да на участке
неживой природы на участке
(камни, песок, почва). Знакомить
со свойствами названных объектов. Воспитывать интерес к природе.
Дождик, дождик Развивать способности детей
наблюдать сезонные явления и
их изменения. Формировать
умения выделять характерные
признаки осеннего и летнего дождя.
Октябрь
Вечер экологических игр:
2
Золотая осень.
3
В гости к деревьям.
Познакомить с основными видами овощей и фруктов. Развивать
умение анализировать и отличать фрукты от овощей.
Расширять знания детей о приспособленности растений к изменениям окружающей природы. Учить определять и называть
состояние погоды.
Знакомить детей с деревьями,
растущими на территории ДОУ
– показать рябину, клен, березу,
дуб, побеседовать о деревьях
Сбор семян цветов.
Эксперименты и игры с песком
Слушание произведения «Грустный
дождик» - муз. Д. Кобалевского.
Подвижная игра «Солнышко и
дождик». Рисование «Идет дождь».
Заучивание потешки «Радуга-дуга».
Закличка «Дождик, лей, лей, лей».
Д/И «Где растет?», «Угадай растение по описанию», «Найди листок,
какой покажу», «Чудесный мешочек» (овощи фрукты).
Загадывание загадок. Рассматривание картины «Золотая осень». Беседа об осени. Рисование «Листопад».
Экскурсия по экологической тропе.
Наблюдения за деревьями. Беседа о
деревьях. Чтение стихотворения Н.
Саконской «В лесу». Дидактиче-
(зачем они нужны). Учить находить и называть ствол, ветви, листья, корень. Воспитывать желание заботиться о деревьях.
4
Комнатные цве- Расширять представления детей
ты в уголке при- о комнатных цветах (фикус).
роды.
Упражнять в умении описывать
растение, сравнивать со знакомыми (герань). Познакомить с
разными способами ухода за
растениями. Воспитывать бережное отношение к растениям и
деревьям.
Ноябрь
1
Кто живет в лесу.
2
Перелетные птицы
3
Воздух вокруг
нас.
Дать первоначальное представление о диких животных (заяц,
медведь, лиса, волк). Учить видеть и называть отличительные
особенности внешнего вида. Поощрять желание больше узнавать о них.
ские игры: «Найди по месту дерево», «Найди то, о чем расскажу».
Слушание песни «Листопад» муз.
Т. Покатенко. Труд в природе: сбор
осенних листьев. Сравнивание игрушечной елки с живой елью на
участке.
Чтение
произведения
Пришвина «Листопад».
Дидактические игры: «Покажем
Мишке уголок природы», «От какого растения листья?» (с использованием моделей).
Рассматривание картин с изображением диких животных. Потешка
«Идет лисичка по мосту». Чтение
сказки Д. Мамина-Сибиряка «Сказка про храброго Зайца – длинные
уши, косые глаза, короткий хвост».
Драматизация русской народной
сказки «Теремок». Сказка на фланелеграфе «Три медведя». Чтение
«Волчишко», «Зачем зайчику другая шубка» Е. Чарушина. Хороводная игра «Зайка беленький сидит».
Дидактические игры: «Кто где живет?», «Скажи ласково», «Найди
детеныша».
Познакомить с понятием «пере- Собрать птиц зимой грозди рябины
летные птицы». Расширять пред- для подкормки
ставления детей о птицах. Воспитывать бережное отношение к
природе.
Познакомить с понятием «воз- Опыт «Что в пакете?». Игры с воздух» и его свойствами (прозрач- душным шаром и соломинкой.
ный, легкий, без запаха). Дать Надувание мыльных пузырей.
понятие о необходимости воздуха. Развивать познавательный
интерес, логическое мышление,
речь детей; вызвать чувство ра-
4
Беседа и наблюдение «Зимующие птицы»
1
Котенька-коток
и его друзья.
2
Изготовление
макета «Ферма».
3
Наблюдение за
сезонными изменениями. Зима.
4
НОД «Ели
сосны»
и
дости у детей. Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности.
Учить детей рассматривать птиц, Покормить птиц, Д/И «Улетают –
различать их по размеру, окрас- не улетают»
ке оперения, издаваемым звукам. Познакомить с их названиями.
Декабрь
Познакомить детей с домашними
животными; с их внешним видом, особенностями поведения.
Сравнить козу и корову (чем отличаются, чем похожи); дать
представление о том, что у домашних животных зимой появляются детеныши. За домашними животными ухаживает человек. Воспитывать
заботливое
отношение к братьям нашим
меньшим.
Продолжить формировать представление о разнообразии домашних животных. Продолжать
формировать представление о
русской усадьбе. Знакомить детей с историей развития русского народа. Воспитывать патриотизм.
Знакомить детей с временами
года. Продолжать знакомить с
характерными
особенностями
времени года «зима». Развивать
представления о работах людей
зимой. Воспитывать у детей
умение видеть красоту природы
в любое время года.
Показать особенности лиственных и хвойных деревьев в зимний период. Рассказать о том,
как долго растут деревья. Воспитывать бережное отношение к
деревьям, чувство красоты зимнего убранства.
Потешки: «Котик, коток», «Ты, собачка, не лай». Лепка «Прянички»
по русской народной сказке «Кисонька мурысонька». Настольный
театр «Волк и семеро козля». Рассматривание картин с изображением домашних животных. Сказка
«Бычок – смоляной бочок». Дидактические игры: «Чьи это детки»,
«Что дает корова», «Кто живет на
бабушкином дворе».
Конструирование
Наблюдение
Д/И «Одеваемся на прогулку»
Рассматривание ветки лиственного
дерева и сосны.
Январь
1
2
3
4
Наблюдение
снежинками
за Развивать способности наблюдать сезонные явления и их изменения, внимания и памяти,
видеть красоту природы.
«Мороз - удиви- Вызывать у детей интерес к зимтельный худож- ним явлениям природы. Развиник»
вать зрительную наблюдательность, способность замечать необычное в окружающем мире и
желание отразить увиденное в
своем творчестве. Развивать воображение и творчество.
Зимний лес по- Способствовать обогащению и
лон чудес.
углублению знаний детей о диких зверях в зимний период, развитию умения устанавливать
связи между зимними условиями
и особенностями поведения зверей.
Волшебница зи- Расширять знания детей о зимма.
них явлениях природы. Показать
детям связь между живой и неживой природой. Воспитывать
интерес ко всему живому.
Наблюдение за снежинками через
лупу, знакомство со свойствами
снега.
Рисование «морозных» узоров.
Путешествие в зимний сказочный
лес. Чтение «Зачем зайчику другая
шубка?». Лепка «Зайка беленький
сидит». Загадки о животных. Рассматривание картины «Зайцы в лесу».
Чтение Воронкова Л. «Снег идет».
Стихотворение Берестова В. «Снегопад». Рисование «Вот зима, кругом бело», «Уж ты, зимушка-зима».
Подвижная игра «Снежинки и ветер». Наблюдение за погодой на
участке.
Февраль
1
Волшебная
льдинка (опыт)
2
Курочка-Ряба и
ее соседи.
Познакомить детей с понятием –
лѐд. Формировать интерес к
определениям свойств льда с
помощью опытов. Воспитывать
осторожность на льду. Активизировать словарь детей: опасный, холодный лед.
Дать представление о домашних
птицах (курица, утка, гусь), как
они выглядят, как «разговаривают», чем питаются, какую пользу приносят, чем отличаются
птицы
от своих детенышей
(птенцов). Воспитывать заботливое отношение к домашним птицам.
Дидактические игры: «На птичьем
дворе», «Чей детеныш?», «Кто как
кричит?», «Назови ласково». Рассказы Ю. Дмитриева «Дети всякие
бывают», «Цыплята и воробьята»,
«Утята и цыплята». Хр.см. для маленьких: 1987г. Ст.339-340. Сказка
«Петушок и бобовое зернышко».
Рассказ «Маленький утенок». Каралийчев А. Песенка «Жили у ба-
3
Где живет золотая рыбка.
4
Посадка лука.
1
Просмотр детского развивающего мультфильма «Тралик
и Валик»
(Детѐныши животных)
Весна пришла
2
Познакомить детей с некоторыми названиями рыб. Учить узнавать и называть вуалехвоста, отличать от золотой рыбки. Развивать умения видеть характерные
признаки и проводить по ним
сравнение. Воспитывать желание
ухаживать за рыбками.
Дать представление о луковице
(желтая, круглая, гладкая, есть
верхушка, корешок). Формировать навык посадки луковицы.
Привлекать к наблюдению за
ростом зеленых перышек. Развивать интерес и желание ухаживать за ним.
Март
«Ласковое
нышко»
Загадки о луке. Рассматривание луковицы. Опыт с луком. Наблюдение за ростом лука. Рассматривание
появившихся зеленых перышек.
Беседа со сверстниками и взрослыми о впечатлениях. Сравнение
вновь посаженной луковицы с ранее высаженной.
Уточнить и закрепить знания де- Просмотр мультфильма, Д/И.
тей о детенышах животных. Развивать умение классифицировать животных. Воспитывать
умение сочувствовать и сопереживать.
Познакомить с характерными
особенностями времени года
«весна». Формировать элементарные представления о простейших связях в природе. Воспитывать радостное, заботливое
отношение детей к пробуждающейся природе.
3
буси». Рисование «Заборчик для
Петушка» (по ил.Ю.Васнецова к
потешке «Петушок»).
Беседа о рыбках. Наблюдения за
рыбками. Рассматривание иллюстраций с рыбками. Игра «Хорошо
- плохо». Рисование «Рыбки в аквариуме». Чтение «Где спит рыбка» Токмаковой И.
сол- Познакомить детей с объектом
природы солнце. Формировать
представления детей о необходимости солнца для жизни живого на земле. Учить детей отвечать на вопросы воспитателя,
подбирать прилагательные и
глаголы. Активизировать словарь детей.
Чтение стихотворения Клоковой М.
«Зима прошла», А. Плещеева «Весна», А. Мошков «Ласточка примчалась», А. Толстой «Птица свела
гнездо». Рисование «Сосульки
длинные и короткие». Дидактические игры: «Времена года», «Когда
это бывает?». Наблюдение за первой травой.
Беседа
Прослушивание песни «Я на солнышке лежу»
Дидактическая игра «Что на что
похоже»
Рисование «Солнышко лучистое»
Экспериментирование «Холоднотепло»
4
Экологическая
тропинка.
1
«Пернатые гости»
2
3
4
Продолжать знакомить детей с
деревьями, растущими на участке детского сада. Показать изменения, происходящие с деревьями в весенний период. Весной
на дереве набухают почки. Почки - домики листочков. Развивать у детей желание рассматривать, наблюдать, делать умозаключения, выводы. Воспитывать
умение видеть красоту природы
в любое время года.
Апрель
Целевая прогулка по объектам экологической тропинки. Разучивание
стихотворений о природе. Рассматривание картины «Весна». Экспериментирование «Ветки в банке»
Способствовать
обобщению
представлений о птицах в весенний период: изменение их поведения – греются на солнце, на
деревьях, чирикают, гнездуются,
выводят птенцов и др.; воспитывать любознательность, желание
заботиться о птицах.
«Кто живет в ле- Дать первоначальные сведения о
су?»
лесе (что растет в лесу и кто живет в лесу?); учить детей находить на картинках, узнавать и
называть животных, известных
им по произведениям писателей,
природоведов, сказкам, играм.
Вызвать интерес к лесным обитателям. Воспитывать бережное
отношение ко всему живому.
Досуг «День
Дать детям первые знания о плаЗемли»
нете Земля. Рассказать, что нужно делать для того, чтобы Земля
жила вечно и расцветала. Рассказать о том, что даже маленькие
дети могут помочь Земле (не
бросать фантики от конфет, не
ломать ветки у деревьев, не пугать птиц и т. д.) Прививать любовь и бережное отношение ко
всему живому на Земле.
«Солнышко на
Уточнить знания детьми
цветка, умение найти его по
травке»
листьям, форме соцветия,
Наблюдение за птицами на участке
детского сада. Рассматривание иллюстраций (разные виды гнезд, появление птенцов и т. д.
Д/И
. Чтение стихов, продуктивная
деятельность,
экспериментирование «Тепло –
формировать у детей интерес к
работе с краской. Продолжать
вызывать у детей интерес к
живым цветам.
Май
1
2
3
4
«Цветущая вес- Развивать представления детей о
на»
характерных признаках цветущей весны. Знакомить с характерными особенностями весенней погоды. Расширять представления о лесных растениях и
животных. Формировать представления о простейших связях в
природе
Насекомые – ма- Подвести к пониманию того, что
ленькие помощ- все насекомые живые: они дыники
шат, двигаются, питаются. Показать отличительные особенности
насекомых. Формировать желание наблюдать за ними. Воспитывать доброе отношение к миру
природы
«Песочные
Закрепить знания о свойствах
фантазии»
песка. Развивать образное и
логическое мышление.
Развивать тактильную
чувствительность и мелкую
моторику рук. Обогащать
эмоциональную сферу детей
«Лето»
Расширить и углубить знания
детей об изменениях в живой и
неживой природе летом
холодно».
Беседа «На нашей улице весна»
Сюжетно-ролевая игра «Поездки
по весеннему городу»
Наблюдение на прогулке за живой
и неживой природой
Реализация проекта «Цветы на
нашей клумбе».
Чтение «Божья коровка» - потешка.
Аппликация «Божья коровка». Рассматривание иллюстраций с изображением насекомых. Чтение рассказа «Пестрые крылья» из книги
Плешакова «Зеленые страницы».
Отгадывание загадок
Пальчиковая гимнастика ,
игры с песком,
экспериментирование: «почему
песок сыплется».
Беседа «Лето красное пришло»
Наблюдение за живой и неживой
природой на прогулке