I.
ПЛАН ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ.
I. План программы развития…………………………………………. 2
II. Паспорт программы развития на 2019 – 2025 годы…………...… 3
III. Историческая справка ……………………………………………. 4
IV. Проблемный анализ ДОУ по приоритетному направлению…... 6
V. Концепция построения программы «Создание модели ДОУ
общеразвивающего
вида
на
основе
социокультурного
взаимодействия» ……………………………………………………... 13
VI. Управление инновационным процессом в ДОУ ……………….
21
VII. Этапы освоения программы ……………………………………. 22
VIII. Интерактивный мониторинг качества образования …………. 26
IX. Ожидаемый результат …………………………………………… 27
II.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ на 2019 – 2025 года.
Наименование
программы
Программа
развития
муниципального
казенного
дошкольного образовательного учреждения «Детский
сад № 1 «Звездочка» г. Калач -на –Дону»
Основание для
разработки программы
1. Перспектива работы ДОУ.
2. Основные направления программы развития
муниципальной
системы
образования
Калачевского муниципального района.
Заказчик
Разработчики
программы
Основные исполнители
программы
Руководство ДОУ
Коллектив ДОУ
Заведующий, старший
воспитатель, музыкальный
руководитель, преподаватель физической культуры
воспитатели, обслуживающий персонал, родительская
общественность,
представители
социума,
взаимодействующие с ДОУ
Сроки выполнения
программы
Начало – 2019 год (сентябрь)
Окончание – 2025 год
2
III.
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА МКДОУ «ДЕТСКИЙ САД № 1
«ЗВЕЗДОЧКА»
Детский сад функционирует с 1961 года.
Первая заведующая – Манихина Т.Ф. Заведующими детским садом были: Щипанова Р,С,
Финкель М.Д , Муковнина П.П, Стародубцева Т.И, Макарова Т.П. Мамаева О.Г., Тимофеева
Т.Ю.
В детском саду до 2009 года функционировало 4 группы для детей с 3 до 7 лет.
возраста. Списочный состав детей был 110 человек ( детский сад посещали дети рабочих.
служащих, работников сферы обслуживания). В детском саду работало 9 педагогов,
музыкальный работник. Детский сад работал по программе М.А.Васильевой «Программа
воспитания и обучения в детском саду» .Первыми воспитателями были: Гайдукова Е.А,
Атабаева М.И, ставшие в дальнейшем заведующими детскими садами «Малышок» и
«Солнышко». Много лет посвятили воспитанию дошкольников: Новоселова Н.Б, Мартыненко
Л.И, Харлашина Л.И, Мординцева Е.И. Котельникова Т.С, Эксузян Л.К, Слепцова Р,К,
музыкальные руководители Блохина М.Г, Щедурских Н.М.
В 1998 году перешли в новое здание, расположенное по улице Краснознаменская, 103А.
За этот период
благоустраивалась территория детского сада: посадка зеленых
насаждений, разбивка клумб, игровые площадки для детей. С октября 1992г по декабрь 2012 г
детский сад возглавляла Мамаева Ольга Георгиевна. Педагогический коллектив под ее
руководством успешно реализовывала новую комплексную программу «Школа 2100»., с 2018
года перешла на программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, М.А.
Васильевой, Т.С. Комаровой, рекомендованной Министерством образования РФ. Руководитель
обеспечила ДОУ учебно-методическими пособиями,
установила партнерские отношения с
социальными институтами города для успешного осуществления
социально-личностного
развитие детей. С 2019 года заведующий детским садом Бошелукова Е.В.
В 2001 году детский
сад успешно прошел процедуру аттестации дошкольного
образовательного учреждения. В 2009 году была открыта пятая , а в 2010 году шестая группа.
В августе 2010 года детский сад прошел государственную аккредитацию, с целью
установления государственного статуса по типу «дошкольное образовательное учреждение»,
виду «детский сад», категория-«третья». 19.12.11 г Комитетом по образованию и науке
Администрации Волгоградской области дошкольному учреждению выдана бессрочная
лицензия на право ведения образовательной деятельности. Названия дошкольного учреждения
3
несколько раз менялись; 17.05.1999 года детский сад был переименован в Муниципальный
детский сад № 1 «Звездочка» г.Калач -на- Дону.
22.12.03 года Муниципальный детский сад № 1 «Звездочка» переименован
в
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № «Звездочка» г.Калачна-Дону.27.10.11 года Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №
1 «Звездочка» переименован
в Муниципальное казенное дошкольное образовательное
учреждение «Детский сад № 1 «Звездочка» г. Калача-на-Дону»
С 2016 года к ДОУ присоединен филиал ( бывший МКДОУ «Детский сад «Березка»
х.Пятизбянский)
и
добавлен
адрес
осуществления
образовательной
деятельности
ул.Октябрьская, 27 ( бывший МКДОУ «Детский сад № 2 «Колокольчик» г.Калач-на-Дону»)
В ДОУ функционирует 8 групп дошкольного возраста. Детский сад реализует
программы «От рождения до школы»Н.Л Вераксы, парциальные программы «Наш дом
природа» Н.И.Рыжовой, «Цветные ладошки» И.Л.Лыковой,
Программа
обучения детей
дорожному движению под ред.Ф.Майоровой ,«Основы безопасности жизнедеятельности» Н.Н
Авдеевой, «Физическая культура» Н.В.Полтавцевой, «Воспитание маленького волжанина» под
редакцией Е.С.Евдокимовой, «Математические ступеньки» и «От А до Я» Е.В.Колесниковой
На базе ДОУ проходят РМО, районные творческие группы, советы заведующих,
проблемные группы по преемственности детского сада со школой.
Дошкольное учреждение пользуется спросом в микрорайоне..
ПРОБЛЕМНЫЙ АНАЛИЗ ДОУ ПО ПРИОРИТЕТНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ.
Содержание воспитания и образования определяют комплексные программы:
«Программа воспитания и обучения
детском саду под редакцией Васильевой М.А
Парциальные программы; Наш дом природа Н.А.Рыжовой, «Воспитание
маленького
волжанина» Е.С.Евдокимовой, О.С. Ушакова «Программа развития речи детей дошкольного
возраста в детском саду».
Р.Б. Стеркина, О.Л. Князева,Н.Н. Авдеева программа «Основы
безопасности детей дошкольного возраста», «Математические ступеньки» и «От А до Я»
Е.В.Колесниковой.
А
также
программы,
разрабатываемые
и принятые
учреждением
самостоятельно на основе государственных программ.
Приоритетным направлением в деятельности МКДОУ «Детский сад № 1 «Звездочка»
является социально-личностное развитие детей дошкольного возраста.
Квалификация педагогов ДОУ и профессиональный уровень помогает выстроить
эффективный педагогический процесс, позволяет активно использовать мониторинг для
отслеживания и коррекции качества педагогического труда.
4
Штаты ДОУ.
Года
20192020
20202021
20212022
Персонал
Всего
Заведующий
13,25
1
15,25
1
15,25
1
Старший
воспитатель
Музыкальны
й
руководитель
Воспитатели
1.75
11,5
1
1,75
11,5
1
1
1,75
11,5
1
,
Педагог
дополнительного
образования
( преподавание
физической
культуры»
Учительлогопед
Кадры по образованию, стажу и квалификации
Соответ
ствие
первая
высшая
13
Без
категор
13
1
7
6
-
5
6
10
-
5
4
12
Свыше
30 лет
1
До 30
лет
3
До 20
лет
11
Категория
До 10
лет
До 5 лет
201914
2020
202016
2021
2021- 16
2022
Стаж работы
Высшее
Кол-во
Образование
педагогов
Среднеспец
Года
3
2
3
5
3
4
2
3
3
2
4
3
Профессиональный рост педагогических кадров идет через:
курсы повышения квалификации;
посещение методических объединений;
участие в творческих группах района;
семинары-практикумы;
конкурсы (ДОУ, муниципальный, региональный уровни);
выездные семинары в другие города области.
Хотелось, чтобы больше педагогов имело высшее образование и высшую категорию.
Контингент воспитанников.
До 2009 года в детском саду функционировали 4 дошкольных группы .В 2009 открыта пятая. В
2010 году –шестая группы для детей от 3 до 7. С 2016 в саду функционирует 8 групп.
Года
2019-2020
2020-2021
2021-2022
1-2
-
2-3
20
20
40
3-4
70
30
30
Возраст детей
4-5
50
60
42
5-6
42
53
60
6-7
33
42
53
Итого
215
215
215
5
Сведения о семьях воспитанников:
По анкетированию и социологическому опросу по состоянию на 01.09.2017 года в ДОУ были
изучены семьи дошкольников.
Численность детей на 01.09.2019 – 215 человек
Девочек - 113
Мальчиков – 112
Образовательный уровень:
Высшее образование
Средне-специальное
Средне-профессиональное
Среднее общее
Неполное среднее
Без образования
33%
38%
12%
15%
1%
1%
Все дети русской национальности
По количеству детей
Многодетные семьи
Семьи (по 2 ребенка в семье)
Семьи (по 1 ребенку в семье)
4,5%
48,5%
47%
По составу:
Полная
Неполная
Родители, состоящие в разводе
81%
13,2%
5,8%
детский сад посещают дети, воспитываемые опекунами.
Также дошкольное учреждение посещают дети с ограниченными возможностями
По социальному уровню:
Служащие
67%
Рабочие
33%
Удовлетворенность родителей работой ДОУ
ДОУ пользуется авторитетом
89%
Хотели бы водить ребенка в другой детский сад
2%
Водят детей в наш сад, т.к.проживают в этом районе 9%
Деятельность ДОУ детей дошкольного возраста регламентируется Уставом ДОУ,
лицензией.
Образовательный процесс в ДОУ выстроен в соответствии с Образовательной
программой МКДОУ «Детский сад № 1 «Звездочка» г. Калач-на-Дону», разработанной на
основании Примерной образовательной программой « От рождения до Школы» под редакцией
Н.Е. Вераксы
Внедрение в практику работы учреждения ряда парциальных программ О.Л. Князева,
Н.Н. Авдеева программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста», «Наш дом
природа»Н.И.Рыжовой, «Математические ступеньки» и «От А до Я» Е.В.Колесниковой,
6
Воспитание маленького волжанина» под редакцией Е.С Евдокимовой позволяет
коллективу решать задачи по разностороннему, полноценному развитию каждого ребенка в
соответствии с его возрастными возможностями и требованиями современного общества.
В детском саду специалисты осуществляют тесную взаимосвязь с воспитателями возрастных
групп по приоритетному направлению, а в групповых комнатах созданы уголки уединения,
оформлены уголки для мальчиков и девочек, центр настроения и эмоций , личное пространство
ребенка, альбомы «Моя семья», «Жизнь замечательных людей».
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот
период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами
бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к
общечеловеческим ценностям. Закладывается фундамент здоровья. Дошкольное детство –
время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и
индивидуальности ребенка..
Актуальность проблем, связанных с нравственным воспитанием бесспорна. В педагогике
нравственному воспитанию всегда уделялось серьезное внимание. Однако в методической
литературе присутствовало понимание целей нравственного воспитания, но не были
определены методы. Сегодня воспитание в нашем ДОУ выстраивается по 2-м взаимосвязанным
направлениям: совершенствование содержания и форм эффективных технологий.
На протяжении нескольких лет в нашем детском саду велся поиск актуального
содержания, позволяющего устранить пробелы в формировании нравственной сферы
дошкольников, и таких методов и приемов работы с детьми, которые базировались бы на
личном стремлении ребенка «быть хорошим» в глазах окружающих.
Игра – важнейший компонент технологии воспитания. В игре ребенок развивается как
личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть
успешность его социальной практики, его отношения с окружающими людьми и самим собой.
«Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет
деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда
вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре. И вся
история отдельного человека как деятеля и работника может быть представлена в развитии
игры и постепенном переходе ее в работу» (А.С.Макаренко).
В основу работы с детьми была положена идея В.А.Сухомлинского: введение ребенка в
сложный мир человеческих отношений – одна из важных задач воспитания личности ребенка
дошкольного возраста. Детей нужно научить жить среди людей, формируя у них определенные
психологические качества: внимание, волю, эмоции и навыки общения.
Внедряя в практику новые подходы к развитию и воспитанию детей дошкольного
возраста, личностно-ориентированную модель общения с ними, педагогический коллектив
пришел к выводу: изменения необходимо начинать с себя. Еще Платон писал: «Педагог – это
постоянный вопрос себе: как самому жить, чтобы своим примером воспитывать детей?»
Главным условием успеха педагогических усилий в таком деликатном деле, как
социально-эмоциональное развитие детей, является собственное образцовое поведение. От
того, как построен процесс общения, зависят результаты образования, т.е. направление и
уровень развития ребенка. Именно поэтому на педагога ложится основная ответственность за
построение того или иного типа общения с ребенком, которое выступит в качестве наиболее
благоприятного контекста, наиболее благоприятных условий для его развития. Что нужно
делать, чтобы обеспечить такое общение?
С целью повышения педагогического мастерства воспитателей были педсоветы:
Современный дошкольник – особенности игровой деятельности», «Интегрированные занятия в
ДОУ»,«Сотрудничество с семьёй по формированию социально-личностных качеств ребенка
через художественную литературу» с целью развитие социально-личностных качеств ребенка в
рамках проекта «Семейное чтение» и воспитание юного читателя. Создание альбомов по темам
«Мой город», «В гостях у сказки», «Богатыри» являются учебно-методическими пособия,
которыми могут пользоваться как дети в свободной активной деятельности, так их родители и
педагоги.
7
Особое внимание уделяется направленности деятельности ДОУ на преемственности в
работе детского сада и школы. Личностно-ориентированный подход педагогов к воспитанию
ребенка обеспечивает развитие способности детей к самооценке. Коллектив стремится в
максимальной степени обеспечить ребенку свободный и доступный выбор деятельности.
В детском саду царит атмосфера доверия, игры и успеха. Включение детей в сферу
организации совместной деятельности воспитателя с детьми строится на принципах
добровольности и осознанности в условиях широкого выбора занятий по интересам.
Формировать чувство патриотизма у ребенка – это не только воспитывать любовь к
месту, где родился и живешь, уважение к традициям и обычаям народа, его истории, но и
приобщать к культуре родного народа. В этом нам помогает музейная педагогика.
Педагогический коллектив тесно сотрудничает с историко-художественным музеем (кружок
«Юный краевед»). Опыт работы свидетельствует: занятия-экскурсии помогают развивать у
детей любознательность, эстетическое восприятие, воспитывать художественный вкус, интерес
к музеям и выставкам, а так же к сотрудничеству с другими людьми.
Педагогический коллектив находится в тесном контакте с родителями воспитанников,
что помогает строить работу по социально-личностному развитию на принципах доверия,
диалога, партнерства, учета интересов родителей и их опыта в воспитании детей.
В нашем детском саду для родителей работает клуб «Доверие», на котором решаются
вопросы, проблемы и трудности в воспитании и обучении детей. Формы работы с родителями
разнообразны – это и родительские собрания, информационные стенды, совместные
мероприятия, дни открытых дверей, деловые игры, семинары, размещение е информации о
работе ДОУ в районной газете и многое другое
Хочется отметить работу родительского комитета, который выступает инициатором всех
совместных мероприятий: это и выступление на районном родительском собрании, проверка
по питанию, и другие мероприятия..
Результаты:
1. план развития ДОУ 2017-2020 год, успешно реализован;
2. детский сад является некоммерческой организацией – муниципальным учреждением,
тип – казенное учреждение, создается для обеспечения реализации предусмотренных
законодательством
Российской
Федерации
полномочий
органов
местного
самоуправления Калачевского
муниципального района в сфере образования.
учреждение относится к типу – «дошкольное образовательное учреждение», виду –
«детский сад» .
3. можно говорить о наличии у детей нравственных потребностей , стремлений и чувств т.
к. они усвоили знания некоторых нравственны качеств, уверенно и правильно приводить
примеры сними.
4. приобретение нравственных умений и привычек детьми в ходе реализации программ
доказано по наличию у детей желания, стремления следовать изучаемым правилам, по
различным эмоциональным проявлениям (желания помочь, трудиться, оказать услугу
взрослому, пожалеть другого и т.д.).
5. личностно-ориентированную модель взаимодействия имеют 78% педагогов ДОУ;
6. пополнение предметно-развивающей среды по приоритетному направлению
(дидактические пособия, альбомы, проектная деятельность и т.д.);
7. расширился круг интересов родителей по данной проблеме (до 82% родителей регулярно
участвуют в различных формах сотрудничества ДОУ и семьи);
8. сотрудничество с социумом, определены сферы взаимодействия;
В работе дошкольного учреждения есть проблемы как объективного, так и субъективного
характера, а именно:
1. Тотальная пропаганда СМИ потребительского восприятия мира, а не деятельного,
созидательного, творческого служения людям, своей стране.
8
2. Неподготовленность (мотивационная, эмоциональная, интеллектуальная) большей части
родителей к формированию положительных качеств личности (толерантность, доброта,
уважение) на фоне современного мира.
3. Ограниченное представление родителей и детей о традиционной русской культуре в научной,
художественной и бытовой сферах.
4. Разрушение традиционного уклада жизни семьи, утрата семейной функции передачи детям
значимых культурных и жизненных ценностей.
5. Экономическая проблема: в связи с удаленностью от культурных центров родители наших
воспитанников не имеют возможности выехать к местам традиционной русской культуры; у
ДОУ нет достаточных средств на приобретение методической и информационной продукции по
социально-личностному воспитанию; обновление материально-технической базы.
6. Кадровая проблема: недостаточный уровень профессиональной компетентности педагогов
(нет педагогов с высшей квалификационной категорией).
7. Увеличение количества детей со 2 и 3 группой здоровья и детей с ограниченными
возможностями требует разработки дополнительных мероприятий по оздоровлению детей и
работы по данному направлению с родителями.
IV.
КОНЦЕПЦИЯ ПОСТРОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
«Создание модели ДОУ общеразвивающего вида на основе социокультурного
взаимодействия»
Стратегическая цель – преобразование ДОУ в открытое учреждение, в котором
первостепенное значение имеет:
развитие нравственной и социокультурной основы личности ребенка;
воспитание гражданина России;
раскрытие творческого потенциала;
изменение структуры управления ДОУ за счет привлечения родительских общественных
организаций.
Главные задачи:
1. Налаживать эффективную систему взаимодействия всех участников образовательного
процесса «дети ↔ воспитатели ↔ родители.
2. Формировать интегрированное социокультурное пространство в ДОУ.
3. Изучать и апробировать программы и технологии по социально-личностному развитию
детей дошкольного возраста.
Задачи по приоритетному направлению:
1. Создать оптимальные условия для охраны и укрепления здоровья физического,
психического и нравственного развития дошкольников.
9
2. Создать условия, способствующие становлению гражданских, патриотических и
нравственно-эстетических
основ
личности
ребенка,
приобщение
к
русской
национальной культуре.
3. Создать единое социокультурное пространство воспитания и общения в дошкольном
учреждении и семье, тесное сотрудничество с семьями дошкольников.
4. Формировать
творческое
воображение
как
направление
интеллектуального
и
личностного развития детей.
5. Развивать детскую любознательность как основу познавательной активности будущего
школьника.
6. Развивать умственные и художественные способности детей дошкольного возраста как
залог успешности в учебной деятельности.
Направления системного развития ДОУ
Совершенствование
Привлечение семей
содержания
воспитанников
- программа
- использование
адаптации ребенка
действеннораннего возраста к
развивающих
ДОУ;
модулей
- здоровьесберегасопровождения
ющие программы и
семейного воспитания
технологии;
(родительский клуб
- формирование
«Доверие»);
социально- цикл семейных
личностных качеств
праздничноребенка через
досуговых
художественную
мероприятий (для
литературу (клуб
всех категорий
«Доброе слово» и
семей);
проект «Семейное
- реализация
чтение»);
проектной
- приобщение детей к
деятельности
истокам русской
народной культуры
(музейная педагогика)
Дополнительное
образование
- организация
кружковой работы;
- «Веселый язычок»
коррекционноразвивающие
логопедические
занятия учителялогопеда
- «Глиняная игрушка»
для развития
творческих
способностей
дошкольников;
- работа с детьми по
индивидуальным
маршрутам развития;
краеведческий музей;
- проект «Семейное
чтение», конкурс
чтецов
Организация
детского досуга
- циклы подготовки и
проведения
праздников,
утренников
- экскурсии, походы,
путешествия по
улицам города
- лыжные прогулки в
лес
- традиции:
проведение «недели
здоровья» (ноябрь),
«недели игры»
(апрель)
Обновление содержания с приоритетами социально-личностного развития
Цели:
1. Освоение нравственных смыслов и понятий лежащих в основе общечеловеческих
ценностей.
10
2. Развитие потребности следовать положительным примерам нравственных поступков.
Возрастная
группа детей
Ранний возраста
(дети от 1,5 до 3
лет)
Содержание курса обновления
выработка совместно с родителями правил поведения в детском
обществе и приучение к ним детей в игровой форме;
организация системы профилактики психо-эмоционального состояния
ребенка средствами физического развития;
расширение возможных контактов ребенка с другими детьми
(особенно со старшими по возрасту);
расширение возможных контактов ребенка с другими взрослыми
(сотрудниками ДОУ).
Контроль и помощь со стороны старшей медсестры и педагога-психолога
во время адаптационного периода, составление карт наблюдений и
индивидуального развития ребенка (индивидуальный маршрут развития).
Вторая младшая развитие навыков самостоятельности;
группа (дети от 3 формирование образа доброй игрушки, любимой книги;
до 4 лет)
формирование образа женщины, мужчины через организацию
сюжетно-ролевых
игр
для
мальчиков,
девочек;
развитие
положительного примера взрослого как образца поведения во
внутреннем и внешнем плане, эмоционально-практическое общение со
сверстниками для развития личностных качеств, как инициатива,
свобода;
участие в праздничных мероприятиях
занятия по исследовательской деятельности (создание условий для
сенсорного развития в ходе ознакомления детей с явлениями и
объектами окружающего мира);
развитие словаря детей за счет слов, обозначающих сенсорные
признаки, свойства, явления или объекты природы (цвет, форма,
величина: мнется-ломается, высоко-низко-далеко, мягкий-теплыйтвердый и т.д.)
Средняя группа
закладка нравственных эталонов добра и зла; прекрасного и
(дети от 4 до 5 лет)
безобразного, истины и лжи через организацию работы с книгой:
рассматривание, слушание;
развитие в сюжетно-ролевых играх наиболее близких для детей тем:
семья, труд взрослых, родной город и родная природа и формирование
коммуникативных навыков;
использование дидактических настольных игр с региональным
компонентом;
активизация всех способностей ребенка (работа по индивидуальным
маршрутам развития);
беседы по приобщению детей к истокам русской народной культуры;
участие в праздничных мероприятиях;
исследовательская
деятельность
дошкольников
(расширение
представлений детей об явлениях и объектах окружающего мира –
ответы на вопрос «почему?», группировка объектов по
функциональным признакам, классификация по видовым признакам);
расширение словаря за счет слов, обозначающих свойства явлений и
объектов, эмоций, знакомство с этимологией слова;
организация игр со строительным материалом с целью освоения и
сравнения геометрических эталонов.
Старшая группа развитие всех способностей ребенка через игру и организационные
(дети от 5 до 6 лет)
формы (индивидуальные маршруты развития);
организация образовательной деятельности по инновационным
11
Подготовительная
к школе группа
(дети от 6 до 8 лет)
программам и технологиям;
участие в кружках, клубах;
беседы по приобщению детей к истокам русской народной культуры
(использование музейной педагогики);
участие в циклах подготовки и проведения праздничных мероприятий;
знакомство с профессиями – ознакомительные экскурсии;
приучение к труду – сфера заботы воспитателя;
организация игр с правилами, игровых ситуаций на развитие умения
уступить,
подождать,
проиграть
и
т.д.,
способствующих
расшатыванию детского эгоцентризма;
развитие самостоятельной игровой и познавательной деятельности,
умение подчинять свои собственные желания в соответствии с
социальными образцами;
исследовательская деятельность дошкольников (уточнение спектра
свойств и признаков объектов и предметов, взаимосвязи и
взаимозависимости объектов и явлений);
обогащение словаря за счет слов, обозначающих свойства явлений и
объектов, эмоций, знакомство с этимологией слова;
приобщение детей к культуре чтения художественной литературы
(читают детям книги, организуют совместное прослушивание
звукозаписей, беседуют о прочитанном ими дома).
развитие способности оценивать свои и чужие поступки с помощью
художественной литературы;
формирование образа материнства у девочек через тематику игр,
трудовых навыков в кружке «Юные мастерицы»;
формирование образа отцовства у мальчиков через тематику игр,
трудовых навыков через проект «Папин четверг»;
знание норм и правил поведения в сфере социальной
действительности, формирование навыков сотрудничества с новым
взрослым и со сверстниками;
развитие всех способностей ребенка через игру и организационные
формы (индивидуальные маршруты развития);
организация образовательной деятельности по инновационным
программам и технологиям;
участие в кружках, клубах;
беседы по приобщению детей к истокам русской народной культуры
(использование музейной педагогики);
участие в циклах подготовки и проведения праздничных мероприятий;
исследовательская деятельность дошкольников (уточнение спектра
свойств и признаков объектов и предметов, взаимосвязи и
взаимозависимости объектов и явлений);
обогащение словаря за счет слов, обозначающих свойства явлений и
объектов,
эмоций,
знакомство
с
этимологией
слов
и
словообразованием, с омонимами, синонимами, антонимами,
многозначными словами, фразеологизмами;
обучение чтению (по желанию ребенка и родителей);
овладение дошкольником адекватным поведением в семье,
общественных местах, умение обслуживать себя в быту, использовать
по назначению предметы гигиены.
Активные формы воспитания и обучения.
I. Социокультурные тренинги:
работа в парах, группах, ресурсный круг (я вижу, яслышу, я чувствую);
развитие навыков общения (диалоги), коллективного взаимодействия;
12
умение элементарно планировать и управлять собственной деятельностью и
деятельностью группы (самостоятельная подготовка к непосредственно
образовательной деятельности, выполнение поручений, организация игрового
пространства для сюжетно-ролевых игр, режиссерских игр, организация
подвижных игр с правилами и т.д.)
II. Организация общения с элементами эвристической беседы.
III. Здоровьесберегающие технологии («неделя здоровья», «неделя игры»)
IV. Построение бесед по приобщению детей к истокам русской народной культуры
средствами музейной педагогики с опорой на игру и проживание событий
(драматизация сказок, викторин, проблемные ситуации, интегрированные занятия с
использованием ручных умений детей).
Сотрудничество с семьей
Цель:
1. мониторинговые исследования и определение перспектив;
2. установление партнерских отношений педагогов, родителей, детей, создание единого
социокультурного пространства;
3. психолого-педагогическое
сопровождение
просвещения
родителей,
вовлечение
родителей в педагогическом самообразование;
4. привлечение родителей к непосредственной творческой деятельности с детьми;
5. повышение роли дополнительного образования детей в развитии семейного досуга,
организацию совместной деятельности детей и взрослых.
Активные формы взаимодействия.
Проектная деятельность, организация тематических видео-просмотров взрослыми и совместно
с детьми, совместное участие в клубе «Доброе слово», в клубе «Доверие», адаптационная
программа, шоу-программа «СемьЯ», участие в праздниках, совместных мероприятиях.
13
Проектная
деятельность
Охрана и укрепление здоровья детей
Цель:
Формирование основ здорового образа жизни, его направленность на укрепление
здоровья, физического и психического развития, эмоциональное благополучие
каждого ребенка
Оздоровительные:
- охрана и укрепление
здоровья, обеспечение
нормального функционирования всех органов и систем
организма;
- всестороннее физическое
совершенствование функций
организма;
- повышение работоспособности и закаливание
Физические упражнения
Задачи физического развития
Образовательные:
- формирование двигательных
умений и навыков;
- развитие физических
качеств;
- овладение ребенком элементарными знаниями о своем
организме, роли физических
упражнений в его жизни, способах укрепления собственного здоровья
Воспитательные:
- формирование интереса и
потребности в занятиях
физическими упражнениями;
- разностороннее,
гармоничное развитие ребенка
(умственное, нравственное,
эстетическое, трудовое)
Средства физического развития
Эколого-природные факторы
Психогигиенические факторы
14
Наглядные:
- наглядно-зрительные
приемы (показ физических
упражнений, использование
наглядных пособий,
имитация, зрительные
ориентиры);
- наглядно-слуховые приемы
(музыка, песни):
- тактильно-мышечные
приемы (непосредственная
помощь воспитателя)
Методы физического развития
Словесные:
- объяснения, показ,
пояснения, указания;
- подача команд,
распоряжений, сигналов;
- вопросы к детям;
- образный сюжетный рассказ,
беседа;
- словесная инструкция
Практические:
- повторение упражнений без
изменения и с изменениями;
- проведение упражнений в
игровой форме;
- проведение упражнений в
соревновательной форме
Формы работы:
- физкультурные занятия;
- физкультурно-оздоровительная работа в течение дня (утренняя гимнастика, физкультминутки,
подвижные игры, физические упражнения на прогулке, закаливающие мероприятия);
- активный отдых (физкультурные досуги, праздники, неделя здоровья,, неделя игры)
- самостоятельная двигательная активность детей;
- индивидуальная и дифференциация работы с детьми;
- кружковая работа;
- профилактические мероприятия.
Виды, задачи и необходимые условия для двигательной деятельности ребенка
Виды двигательной
активности
Физиологическая и
воспитательная
задачи
Необходимые условия
Ответственные
Движения во время
бодрствования
Удовлетворение
органической
потребности в
движении.
Воспитание свободы
движений, ловкости,
смелости, гибкости
Наличие групповых
помещений, на
участке детского сада
места для движения.
Игрушки и пособия,
побуждающие
ребенка к движениям
Воспитатели групп,
Ст.воспитатель
Самостоятельная
двигательная
активность:
подвижные игры,
игры-эстафеты,
элементы
спортивных игр
Воспитание умений
двигаться в
соответствии с
заданными условиями, воспитывать
волевое (произвольное) внимание через
овладение умением
выполнять правила
Знание правил игры
Воспитатели групп,
15
игры
Движения под
музыку
Воспитание чувства
ритма, умения
выполнять движения
под музыку
Музыкальное
сопровождение
Музыкальный
руководитель,
Воспитатели групп
Утренняя
гимнастика и
гимнастика после
сна
Сделать более
физиологически
комфортным переход
от сна к
бодрствованию.
Воспитывать
потребность перехода
от сна к
бодрствованию через
движения
Знание воспитателем
комплексов
гимнастики после сна,
продумывание места
для проведения
гимнастики
Воспитатели групп
Организация дополнительного образования
№ п/п Название кружка, его цель
1
«Доброе слово»
Социально-личностное
развитие ребенка
Задачи
- Приобщать детей к книге.
- Приобщать к сотрудничеству с другими людьми.
- Способствовать освоению элементарных правил
этикета.
- Воспитывать устойчивое, положительное отношение к
окружающей среде.
- Развивать связную речь, обогащать словарь детей.
2
«Юный краевед»
Приобщение детей к
истории и традициям малой
Родины через музей
- Развивать представления детей о человеке в истории и
культуре
- Приобщать детей к сотрудничеству с другими людьми,
осознать необходимость детей друг в друге
- Активизировать мотивацию педагогов ДОУ к
социально-личностному развитию детей.
- Использовать народные традиции в полоролевом
воспитании дошкольников
3
Глиняная игрушка
Формирование устойчивого
интереса к изобразительной
деятельности
- Развивать творчество детей
- Развивать навыки декоративной лепки, мелкую
моторику, умение расписывать поделку.
- Осваивать приемы лепки
4
«Юные мастерицы»,
Полоролевая социализация
дошкольников (воспитание
женственности у девочек)
- Познакомить девочек с историей вышивки.
- Формировать первое представление о народном
искусстве и побуждать интерес к нему.
- Учить пользоваться ножницами, булавками, иглой,
соблюдать правила безопасности труда.
- Прививать чувство прекрасного.
16
- Развивать мелкую моторику рук.
- Воспитывать терпение, усидчивость.
5
«Веселый язычок»
Повышение уровня речевого
развития, развития активной
речи
- Устранить трудности в формировании лексикограмматических представлений, дифференциации
родовых понятий, освоения грамматического строя
речи, увеличения активного словаря.
- Расширять пассивный словарь детей.
- Формировать двигательную активность через
пальчиковую гимнастику, игры.
- Способствовать социально-личностному развитию
ребенка
Активные формы взаимодействия.
Использование аудио-, видео-, мультимедийных материалов в работе с детьми, электронных
дидактических игр, творческих заданий, рукоделия, конкурсах, соревнованиях различных
уровней.
V. УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ В ДОУ
Стратегия управления инновационными процессами в ходе реализации Программы
развития предполагает, прежде всего, осознание всеми участниками педагогического процесса
своей роли. Сколько бы мы ни говорили о детях и об их воспитании, а тон отношений задают
взрослые. Педагогу, прежде чем стать субъектом деятельности, необходимо стать объектом
познания и саморазвития.
Важные особенности педагогической деятельности по социально-личностному развитию
детей дошкольного возраста:
педагогу необходимо самоопределиться в сфере духовной (внутренний анализ)
деятельности прежде, чем начинать работу с детьми;
невозможность передачи способа социально-личностного развития информационным
путем, только в процессе совместной деятельности взрослого и воспитанника возможно
обучение нравственному поведению.
Управление взаимодействием участников инновационного образовательного процесса строится
по нескольким уровням:
1. Управление процессом согласования принципиальных подходов к реализации
программы. Ведущая роль отводится руководителю и органам самоуправления.
2. Управление процессом обновления содержания и выбора парциальных программ и
технологий. Ведущая роль принадлежит инициативной группе, родительской
общественности, специалистам ДОУ и дополнительного образования.
3. Обеспечение слаженного взаимодействия педагогического коллектива, детей, родителей,
администрации, хозяйственной службы и др.
17
Схема структуры управления ДОУ
Директор МУ «Централизованная
бухгалтерия
управленияобразования»в
1 уровень управления
Бухгалтерия
Педсовет
ЗАВЕДУЮЩИЙ ДОУ
Общие собрания
Совет ДОУ
Родительский комитет
ООС
2 уровень управления
Старший воспитатель
Завхоз
Старшая медсестра
Совет
специалистов
Педагогические
часы
Административные
совещания
Обслуживающие
персонал
Служба по охране
труда
Учитель-логопед, воспитатели,
музыкальный руководитель, инструктор по
физической культуре
VI. ЭТАПЫ ОСОВЕНИЯ ПРОГРАММЫ
I этап
подготовительный
2019-2020
Осознание всеми участниками образовательного
процесса проблем, определение путей их
решения. Разработка программы развития.
Составление образовательных и воспитательных
проектов, их внедрение.
II этап
практический
2020-2024
Этап активных действий.
Корректировка проектов. Организация
адаптивного воспитательно-образовательного
процесса. Промежуточная диагностика.
III этап
результативный
2024-2025
Этап стабилизации.
Самоконтроль, экспертная оценка обучения,
воспитания и развития. Итоговый мониторинг.
Направлен
ия
развития
Мероприятия по реализации программы
Сроки
Ответственные
18
Создание
условий
для
дальнейшего
развития
Учрежде
ния
1. Укрепление материально-технической базы:
- проведение косметического ремонта
- замена линолеума в группе раннего возраста, в
методическом кабинете, в кабинете заведующего
- приобретение технологического и учебного
оборудования
2. Продолжение работы по внедрению новых
форм дошкольного образования:
- сотрудничество с родителями воспитанников
- кружки по запросам родителей и интересам
детей
3. Анализ изменений нормативно-правовых
документов, регламентирующих деятельность
ДОУ
4. Заключение новых договоров о сотрудничестве,
обсуждение принципиальных позиций на уровне
руководителей
5. Внедрить комплексно-тематическое
планирование образовательного процесса в связи с
введением ФГОС к структуре
общеобразовательной программе
6. Внедрить гибкий режим работы на группах
(объем знаний детям педагог дает во время игр)
1. Аттестация педагогических работников
Повышение
професси
ональной 2. Повышение квалификации педагогических
компетен работников
тности
педагогов 3. Обобщение педагогического опыта и
нормативно-методической документации
4. Осуществление творческого подхода к
использованию программ, разработке занятий и
дидактических игр; подбор и адаптация методик
по дошкольному образованию и воспитанию
5. Участие педагогов в выставках, семинарах,
смотрах-конкурсах, творческих группа и МО
(федеральный, областной и муниципальный
уровни)
6. Организация и дальнейшее пополнение сайта
ДОУ
Повышение
качества
дошколь-
1. Мониторинги:
- уровня развития воспитанников
- эффективности работы с педагогическим
коллективом
- удовлетворенности родителей деятельностью
2019 -2025
заведующий
завхоз
педагоги и
обслуживающий
персонал ДОУ
2019 -2025
заведующий
воспитатели
2019 -2025
заведующий
2019 -2025
заведующий
2019 -2025
заведующий
воспитатели
специалисты
2019 -2025
заведующий
воспитатели
заведующий
ст.воспитатель
воспитатели
специалисты
заведующий
воспитатели
специалисты
заведующий
воспитатели
специалисты
заведующий
воспитатели
специалисты
2019 -2025
постоянно
постоянно
постоянно
в соответст- заведующий
вии с годо- воспитатели
вым планом специалисты
Учреждения
и планами
МО и творческих групп
2019 -2025
заведующий
воспитатели
специалисты
Заведующий
воспитатели
специалисты
19
ного
образования
Осуществ
ление
целостного
подхода к
оздоровле
нию и
укреплению
здоровья
дошкольников
ДОУ
2. Ведение индивидуальных маршрутов развития
детей подготовительной к школе группы
3. Осуществление коррекционно-развивающих
мероприятий
4. Оказание дополнительных образовательных
услуг по следующим направлениям через
сотрудничество с Калачевским краеведческим
музеем:
- краеведение
- социально-педагогическое
- культурологическое
- художественно-эстетическое
5. Внедрение новых технологий по всем
образовательным областям, создать систему
работы с одаренными детьми
6. Использование методики «Определение
социометрического статуса ребенка»
7. Образовательный процесс строится на
комплексно-тематическом принципе и принципе
интеграции
1. Внедрение новых здоровьесберегающих
технологий
2. Участие в спортивных спартакиадах
дошкольников ( летняя «Спартакиада»,
спортивный праздник )
3. Создание условий для двигательной активности
детей совместно с с6емьями воспитанников
4. Проведение профилактических прививок и
осмотров
5. Проведение ежегодного мониторинга состояния
здоровья детей:
- диагностика состояния здоровья
- диагностика психологического состояния
дошкольника
- диагностика физического развития
дошкольников
- медико-педагогический контроль
- заполнение листа здоровья (группа раннего
возраста)
- ежедневное заполнение родителями тетради
здоровья на группах
- работа с детьми с ограниченными
возможностями
6. Улучшение качества питания, контроль над
организацией питания
6. Контроль за проведением оздоровительных
лечебных мероприятий:
- оценка эффективности профилактических и
оздоровительных мероприятий
- проведение скрипинг-тестов по выявлению
отклонений по состоянию здоровья, оценка
физической подготовленности детей
постоянно
постоянно
постоянно
воспитатели
специалисты
воспитатели
специалисты
воспитатели
специалисты
2019 -2025
воспитатели
специалисты
2019-2025
Заведующий,
воспитатели
педагогический
коллектив
2019-2025
в соответст- воспитатели
вии с годовым планом
Учреждения
и планами
МО и творческих групп
2019-2025
заведующий
2019-2025
заведующий
воспитатели
2019-2025
заведующий
2019-2025
заведующий
воспитатели
20
7. Совершенствование физкультурной работы:
- отработка двигательных режимов для каждой
возрастной группы
- строительство спортивной площадки
- дооснащение физкультурного зала
1. Проведение работы по выявлению запросов
Осуществ родителей о содержании и качестве дошкольного
ление
образования в Учреждении
тесного 2. Привлечение родителей и детей к участию в
взаимо- совместных мероприятиях
действия
с родите- 3. Создание программы «Сотрудничество ДОУ и
лями
семьи»
воспитан
ников
4. Внедрение нетрадиционных форм работы с
для
родителями воспитанников:
повыше- - клуб «Доверие»
ния
- «Семейное чтение»
психоло- - «Школа будущего первоклассника»
го-педа- - шоу-программа «Семья»
гогичес- - взаимодействие с отцами воспитанников (через
кой куль- проектную деятельность)
туры,
- совместные мероприятия
компетен 5. Использование средств массовой информации
тности и для информирования населения о работе ДОУ
участия 6. Консультации воспитателей и специалистов
семьи в ДОУ для родителей воспитанников, посещающих
жизни
Учреждение
ДОУ
7. Родительские собрания, деловые игры, участие
в конкурсах, семинарах, в благоустройстве групп
и территории ДОУ, памятки для родителей,
открытые педсоветы, дни открытых дверей,
информационные стенды, анкетирование
родителей
8. Совершенствование планов и форм работы по
взаимодействию с родителями воспитанников
2019-2025
заведующий
воспитатели
завхоз
В соответствии с годовым планом
заведующий
воспитатели
специалисты
заведующий
воспитатели
специалисты
заведующий
воспитатели
специалисты
заведующий
воспитатели
специалисты
2019-2025
педагогический
коллектив
Осуществ
ление
преемственности
образова
ния
между
ДОУ и
школой
для
подготов
ки и
успешной
адаптаци
и детей к
обучению
2019-2025
заведующий
воспитатели
специалисты
директор школы
учителя
начальных
классов
Совершенствование форм и методов работы
совместно с МОУ Калачевская средняя
общеобразовательная школа № 2» г.Калач-наДону:
- посещение уроков в школе и занятий в детском
саду
- организация совместных праздников
- совместное проведение диагностических
исследований детей
- организация тематических конференций по
обмену опытом
- «Школа будущего первоклассника»
2019-2025
2019-2025
2019-2025
21
в школе
VIII. ИНТЕРАКТИВНЫЙ МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ.
По содержанию – качественное освоение знаний, умение систематизировать полученные
знания, способность к целостному восприятия мира.
По планированию – умение элементарно планировать и управлять собственной деятельностью
и деятельностью группы на основе приобретаемых знаний и опыта.
По коммуникативным умениям – освоение навыков эффективного общения и коллективного
взаимодействия, нацеленность на взаиморазвитие в группе, становление культуры общения.
По психологическому аспекту – развитие позитивной специальной, познавательной и
творческой мотивации, настроенность на совместную деятельность и достижение значимых
результатов.
По
социокультурному
аспекту
–
освоение
системы
нравственных
ценностей
и
социокультурного опыта, развитие способности использовать полученные знания на благо
развития общества.
Социально-личностное
развитие
предполагает
приспособление
ребенка
к
социальной
действительности (миру людей), передачи и дальнейшего развития им социокультурного
опыта, накопленного человечеством.
1. Ребенок обладает культурными навыками.
2. Ребенок оперирует специфическими знаниями.
3. Ребенок знаком с традициями, обрядами, правилами.
4. Ребенок владеет социальными качествами, позволяющие комфортно и эффективно
существовать в обществе других людей.
22
IX. ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
1. Повышение престижа и поднятие авторитета ДОУ.
2. Создание системы социально-личностного развития в ДОУ.
3. Внедрение новых технологий образования детей дошкольного возраста.
4. Снижение
детской
заболеваемости,
повышению
сопротивляемости
организма,
приобщению ребенка к ЗОЖ и овладению разнообразными видами двигательной
активности.
5. Обеспечение психофизического благополучия детей в условиях общественного
воспитания, социальной адаптации к социуму, развивающему общению взрослых и
детей.
6. Обеспечение равных возможностей для получения дошкольного образования.
7. Совершенствование форм семейного воспитания.
8. Изучение и обобщение опыта работы с педагогами по образованию дошкольников.
9. Улучшение материально-технической базы.
10. Построение современной развивающей среды.
11. Увеличение числа родителей в участии в образовательном процессе ДОУ.
ВЫВОД: создание системы социально-личностного развития в дошкольном учреждении
необходимо для нравственного совершенствования взрослых и детей, участвующих в
образовательном процессе;
осмысление
социально-нравственных идеалов, на которых
основана традиционная русская культура, и без которой невозможно полноценное развитие
личности человека.
23